Леопольд Эпштейн ко дню рождения Бориса Тененбаума

7 мая. Первый день рождения Бориса Тененбаума, до которого он не дожил. Тем, кому посчастливилось быть хорошо знакомым с ним (и я один из них), знают, с каким своеобразным и неожиданным историческим и политическим мыслителем свела их судьба. А остальные могут читать его книги. Их немало. Не все мне нравятся, но те, которые нравятся, нравятся очень. Он умел сводить далёкие события, сопоставлять их, находить общее. Он обладал естественным и стойким историческим оптимизмом; не разделяя этого оптимизма, я, однако, всегда воодушевлялся после общения с Борей. И он всегда писал легко и нескучно. Вот как кончается книга Бориса Тененбаума «Линкольн»:

«Джордж Вашингтон, выигравший Войну за независимость, был выдающимся человеком и до своего президентства. Томас Джефферсон до того, как стал президентом, успел написать Декларацию независимости и послужить губернатором Виргинии, самого большого в ту пору штата Союза. Авраам Линкольн на момент своего избрания входил в группу политиков второго эшелона. В 1860 году в состав США входило 30 штатов, каждый из них имел губернатора и был представлен в Сенате двумя сенаторами. Линкольн же не был даже конгрессменом – в Белый дом его внесла волна событий. Но этот «… человек из народа …», с формальным образованием в один класс сельской школы, оказался великим президентом.

В 1809 году, в котором родился Авраам Линкольн, Джон Квинзи Адамс, посол Соединенных Штатов, представлял в Петербурге страну с населением в 7 с половиной миллионов человек.

В 2009 году, к 200-летию рождения Линкольна, население США превысило 300 миллионов, а президентскую инаугурационную речь произнес политик из Иллинойса по имени Барак Хуссейн Обама. Если учесть, что во время Гражданской войны в этом штате обсуждалось принятие закона « о недопущении негров в Иллинойс …», то видно, как сильно изменилась Америка за прошедшие полтора века.

Но кое-что все-таки осталось неизменным. Скажем, власть начинается снизу – очень многие дела вершатся не в Вашингтоне, а на уровне штатов. Обе партии времен Линкольна – и демократическая, и республиканская – сохранили свои названия, хотя, конечно, сильно изменились в политической ориентации. Демократы теперь – «партия прогрессивных реформ», а республиканцы – «непоколебимые консерваторы». Но грызутся они между собой по-прежнему и с огромным старанием выискивают друг у друга грехи и ошибки, что в целом идет на пользу обществу.

«Отцы-основатели», творцы Конституции, на человеческую натуру смотрели трезво. Тезис о том, что « власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно …» казался им очевидной истиной, и они позаботились о том, чтобы власть в США, во-первых, никогда не была абсолютной, во-вторых, периодически сменялась.

Времена, когда федеральное правительство ведало только почтой, прошли безвозвратно – начиная с 40-х годов ХХ века существует аппарат, управляющий огромными вооруженными силами, и разведкой, и федеральным бюро расследований, многими аспектами жизни, связанными с социальной безопасностью и с регулированием экономики.

Но состояния по-прежнему делаются в частном секторе, а не на государственной службе.

Уцелело и понятие « frontier» – «кромка цивилизации, граница освоенного мира » – только теперь оно используется не в географическом смысле, а пошире. Можно говорить, например, о космической « фронтир » или о « границе компьютерных технологий ». Тут есть свои «первопроходцы» – Стив Джобс, например.
Ну и наконец, сохранилась твердая вера в демократию. Поскольку «отцы-основатели» априори подозревали всех без исключения политиков в том, что они склонны к мошенничеству, то они позаботились о том, чтобы «политические шайки», называемые партиями, непрерывно ловили одна другую, уличая в нечестности и взывая к народу как к носителю справедливости.

Народ, конечно, тоже понятие далеко не однозначное. Пестрая социальная мозаика, которая существовала во времена Линкольна и называлась « народом Соединенных Штатов », стала еще пестрее. Тем не менее, понятие « единства и суверенитета народа Соединенных Штатов …» сохранилось, « правление народа… » рассматривается как незыблемая основа законности. На сохранение этой системы направлены тщательно хранимые механизмы: свобода печати и независимость суда. И получается, что при всей неизбежной в политической жизни грязи и демагогии все по-прежнему идет по формуле:

« власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа …»

Как мы знаем, сказал это Авраам Линкольн».

6 комментариев для “Леопольд Эпштейн ко дню рождения Бориса Тененбаума

  1. Спасибо что вспомнили хорошего Человека, который с добрым еврейским юмором очень много сделал для популяризации истории на русском языке.
    В том числе и для меня лично.

    Да поднимется душа Бориса Тененбаума, сына (((еврейское имя его матери))) и (((еврейское имя его отца))).
    И дай Бог, чтобы его оптимизм в отношении Америки победил в реальной жизни современной Америки.

  2. Леонид Сокол-2: 7 мая 2024

    Вспомнилась пара акросонетов, на темы Бориса Тененбаума и посвящённых Борису Тененбауму.

    ///////////////////////////////////////////////////

    Большое спасибо, Леонид!

  3. Вспомнилась пара акросонетов, на темы Бориса Тененбаума и посвящённых Борису Тененбауму.
    ***
    Такая ночь… прозрачное мгновенье,
    Ещё не поздно, но уже темно,
    Над миром тишь, лишь ветра дуновенье
    Едва колеблет сонную Арно.

    Но сквозь полуоткрытое окно,
    Балкон и шторы льётся вдохновенье…
    А завтра наступает отрезвленье,
    Уходит всё, что нам не суждено.

    Мелькнут в осколках солнца витражи,
    Быть может кто-то в ангельском обличье
    Оставит ветру одеянье птичье,
    Рок оборвёт движение души,

    И больше не услышит Беатриче
    Сонета звон в полуночной тиши.

    И ещё на тему:

    Наговор

    Борджиа — особая семейка,
    Описать — отдельный нужен слог,
    Раскрутить по-полной бредни фейка
    И скамейку выбить из-под ног,
    Сила в правде, а судьба — индейка,
    Так бы каждый смог бы, если б смог,
    Есть для правды, вроде бы, лазейка,
    Но не видно правды между строк.

    Если переврать и оскорбить —
    Наговор — свежо и современно,
    Боже, как Ты всё устроил скверно,
    Аж итог печально подводить:
    Учимся почти одновременно
    Материться, подличать, ходить.

    Как хорошо было с Борисом Марковичем перекидываться стишками…

  4. Спасибо Л. Эпштейну за слово о Борисе Марковиче и Виктору (Б) за публикацию.
    Общение с ним, даже виртуальное, было и интеллектуально и эмоционально ценным.

  5. Леопольд Эпштейн ко дню рождения Бориса Тененбаума

    7 мая. Первый день рождения Бориса Тененбаума, до которого он не дожил. Тем, кому посчастливилось быть хорошо знакомым с ним (и я один из них), знают, с каким своеобразным и неожиданным историческим и политическим мыслителем свела их судьба. А остальные могут читать его книги. Их немало. Не все мне нравятся, но те, которые нравятся, нравятся очень. Он умел сводить далёкие события, сопоставлять их, находить общее. Он обладал естественным и стойким историческим оптимизмом; не разделяя этого оптимизма, я, однако, всегда воодушевлялся после общения с Борей. И он всегда писал легко и нескучно…

    Читать дальше в блоге.

    1. Бориса Марковича нет больше в Портале — большая недостача.
      Не случайны «жалобы» на качество работ в Мастерской, одна нескучная работа
      Б.М. стоит многих, нынче публикуемых.
      Вечная Борису Тененбауму память!

Добавить комментарий