Михаил Ежов. РЕБРЕНДИНГ (отклик на первый фильм сериала «ПРЕДАТЕЛИ»)

По поводу фильма Марии Певчих «Предатели» я уже высказывался — и даже в грубой форме. Но вот пришло время высказаться спокойно.

Что же это такое и для чего это? На мой взгляд, ФБК после смерти Алексея Навального оказался в тупике. И из этого тупика надо искать выход. И, судя по всему, Мария этот выход нашла, по крайней мере, для себя. Объясню, почему.

Сам фильм сложно назвать чем-либо кроме как манифестом. С точки зрения расследования, фильм ни о чём. В нем много неточностей, притянутых за уши фактов, использования сомнительных источников, и слишком много условных допущений.

Журналистикой это тоже не назовешь. Отчасти по причинам указанным выше, а также потому, что фильм изобилует пропагандистскими приёмами и даже штампами.

В итоге получилось совсем не то, чем ФБК под руководством Алексея Навального занимался с момента своего основания. Это не журналистское и не расследование. Может, это документальный фильм? Тоже нет. Документалистика, как и журналистика, требует более широкого взгляда на исторические процессы и ни в коем случае не допускает оценочного суждения. Если, конечно, этот «документальный фильм» не делается в пользу какого-либо режима или идеи. Но тогда это уже не документальный фильм, а банальная пропаганда.

Остается только манифест. И он тут очень четко прослеживается. По крайней мере, как его вижу я. «Мы, молодое поколение, предъявляем старшему поколению свои претензии. Именно ваше поколение привело к власти Путина. Если бы вы так не поступили, то мы бы сейчас жили в Прекрасной России Будущего о которой мечтал Алексей».

Тема для России не новая и весьма благодатная. Читай Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений в России возникает каждое столетие и не по разу. Это уж точно российская скрепа.
Тем не менее. Это мнение, которое имеет право на существование. В конце концов было же время, когда молодое поколение немцев обвиняло своих родителей в том, что они привели к власти Гитлера. Правда, с Россией это сравнивать, на мой взгляд, совсем некорректно, ну да бог с ним. Кого вообще интересуют детали.

Теперь о ребрендинге. Как поступать организации, которая потеряла своего фронтмена и интерес к деятельности которой начинает падать? Можно, конечно, еще некоторое время эксплуатировать образ Алексея, но это весьма недальновидно. Нужен либо новый фронтмен, либо новая идея. С первым абсолютно нереально. Найти второго Алексея Навального просто невозможно. Остается только менять идею. Но, желательно оставаться в рамках несущей конструкции «Борьба с коррупцией».

Отсюда и появление этого гибрида «журналистского расследования» о коррупции, с «документалистикой» о том, как старшее поколение молодых реформаторов девяностых привело в итоге к власти Путина и просрало ПРБ.

Штош. Как вариант идея так себе, но это на мой взгляд. Я думаю, что Мария наберет себе сторонников на основе этой идеи и очень даже легко. Идея простая, как три копейки плюс то, что пропагандистские приемы, используемые в этом фильме, в конце концов сделают своё дело. Да и Мария – девушка умная (я без иронии). И вуаля – новое политическое движение. То, что Мария Певчих переформатирует ФБК под себя, на базе сторонников Алексея Навального, я считаю слегка неприличным, но, опять же – хозяин барин. Если сторонников Алексея это в итоге устроит, то кто я такой, чтобы им чота там вякать. Колхоз – дело добровольное.

Что касается меня, то мне это всё напоминает мирное кваканье лягушек на болоте, в то время как на соседнем поле раздаются выстрелы и рвутся снаряды и бомбы. Все это было бы здорово и уместно, если бы Россия не вела сейчас кровопролитнейшую и разрушительную войну с другим государством. Можно было бы спокойно рассуждать о демократии и ошибках прошлого, создавать политические движения разного толка, но какое это сейчас имеет значение? Идет война. Поэтому расследования о коррупции в России сейчас выглядят абсолютно нелепо. «Сенсация!!! Мэр Усть-Зажопинска тырит бабло из бюджета и отправил свою семью на Багамы!!!»

Как по мне – так пусть тырит. Пусть они там все воруют, особенно в ВПК. И чем больше – тем лучше. Не доточенный снаряд и недоделанная ракета никого не убьют. Этим коррупционерам сейчас надо медали давать.

Впрочем, Мария и без меня до этого дотумкала. Неспроста же возник раскол в ФБК даже по её манифесту «Предатели». Борьба с коррупцией — это вчерашний день. Нам нужна новая дебютная идея.

Однако, спешу сразу огорчить сторонников Марии. Тот предлог, который она избрала для своей политической программы — «мы не должны повторить ошибок девяностых» — несостоятелен по своей природе. Ибо повторять будет нечего. Девяностые – это уникальное явление, каких в России больше не будет. Будет нечто другое. Безусловно, с соблюдением правил традиционной в России смуты, но это никак не будет одновременно смена идеологической, политической и экономической моделей существования империи. Разумеется, если вы с ней не захотите наступить на те же грабли октября 1917 года. Но в этом случае это будет уже совсем другая история. Жаль только, что при таком варианте я не доживу до момента, когда кто-то из вас скажет: «Передайте товарищу Певчих, что произошла чудовищная ошибка».

В остальном же вы, молодые, дерзайте! Моё поколение развалило совок. Мы боролись, и мы это сделали. Не только своими силами, разумеется, но совок развалился именно при мне. И я этим горжусь.

Теперь ж, я из России уехал и возвращаться не собираюсь. Хватит с меня борьбы. Настала ваша очередь. Правда, бороться надо не с Путиным, вот в чем загвоздка. Бороться надо с самой сутью России – имперской идеей. Готовы ли вы к такой борьбе, я пока не уверен. По заявленному манифесту Певчих это не наблюдается. Впрочем, манифест полностью еще не озвучен. Первый фильм, это так сказать, предварительные ласки. Судить можно будет по финалу. Но направление уже четко обозначено.

А что касается пропагандистского термина «предатели», то и хер с ним. Я был предателем в СССР, я предатель в путинской России, ну, что же. Побуду еще предателем в эпоху Певчих и Ко. Я предатель со стажем, едрить колотить.

Единственное, что у меня хватило ума, это не обвинять своих предков в том, что они привели к власти Сталина. В семье, которую раскулачили и разорили, это было не принято как-то. Да и Тургенева я читал в детстве. Думаю, что Мария его тоже читала, но очевидно, мы извлекли из чтения разные уроки.

Россия начнет меняться только тогда, когда она перестанет обвинять собственных граждан в предательстве и убивать их на основе этих обвинений. А этим она занимается уже более шестисот лет. И неважно как страна называлась, кто ей управлял, какими идеями она руководствовалась. На этой территории всегда была каторга, пытки и ликвидация политических оппонентов.

Получится у вас это изменить? Кто знает, почему бы и нет? Но мне кажется, что идея, которая вложена в данный манифест, для такого вызова, мягко скажем, мелковата.

Ну и в заключение. Когда Марию спросили, чем ваш фильм отличается от путинской пропаганды, она с уверенностью ответила – тем, что я говорю правду. Ну, итить мою маковку. Правда не нуждается в пропагандистском оформлении и её навязывании как последней истины. Вы говорите, Мария, говорите. А я уж сам разберусь, правда это или нет. Мне ваша правда не нужна. Мне вообще не нужна ничья правда. Она у меня своя. Особенно, когда я вижу ну трындец как набившие оскомину пропагандистские штампы и манипуляции.

Впрочем (это я сейчас обращаюсь уже к читателям), если вас такая подача «правды» не коробит, то и не парьтесь. Это лично мой пунктик. В моей жизни такой «правды» было слишком много. И, что самое забавное, все утверждали, что они говорят правду. И, возможно, они даже сами в это верили.

Один комментарий к “Михаил Ежов. РЕБРЕНДИНГ (отклик на первый фильм сериала «ПРЕДАТЕЛИ»)

  1. Михаил Ежов. РЕБРЕНДИНГ (отклик на первый фильм сериала «ПРЕДАТЕЛИ»)

    По поводу фильма Марии Певчих «Предатели» я уже высказывался — и даже в грубой форме. Но вот пришло время высказаться спокойно.

    Что же это такое и для чего это? На мой взгляд, ФБК после смерти Алексея Навального оказался в тупике. И из этого тупика надо искать выход. И, судя по всему, Мария этот выход нашла, по крайней мере, для себя. Объясню, почему.

    Сам фильм сложно назвать чем-либо кроме как манифестом. С точки зрения расследования, фильм ни о чём. В нем много неточностей, притянутых за уши фактов, использования сомнительных источников, и слишком много условных допущений.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий