Киновед Юлия Шагельман рассказывает о фильме датского режиссера Николая Арселя «Меч короля»

Киновед Юлия Шагельман рассказывает о фильме датского режиссера Николая Арселя «Меч короля»

В российский прокат выходит историческая драма датчанина Николая Арселя «Меч короля», премьера которой состоялась в прошлом году на Венецианском кинофестивале. В руках этого режиссера экранизация романа Иды Йессен о появлении картофеля в Дании приобрела по-настоящему эпическое звучание. В оригинале картина называется «Бастард» — им является главный герой, отставной капитан Людвиг Кален (актер Мадс Миккельсен).

Повоевав в Силезских войнах и вернувшись домой с нищенской пенсией, немолодой Людвиг решается принять участие в проекте освоения ютландских земель, задуманном королем Фридрихом V (XVIII век). В случае успеха он станет землевладельцем, получит дворянский титул и займет достойное место в обществе. Придворные министры считают эту затею королевской блажью. Капитан отправляется в Ютландию в одиночестве, вооруженный упрямством и несколькими ящиками с посадочным материалом — картошкой, способной расти на скудной почве и в суровых условиях.

Помимо климата, нехватки денег и рабочих рук у Калена обнаруживается еще один противник — богач Фредерик де Шинкель (Симон Беннебьерг). Аристократическую частицу к своему имени он присоединил самовольно, по происхождению он  недалеко ушел от Калена. Земельный спор с капитаном становится только предлогом, чтобы отравлять ему жизнь. Конфликт героев становится движущей силой фильма, в которой Кален представляет закон и порядок, а де Шинкель — хаос и безнаказанность. Свою власть над ютландскими пустошами де Шинкель ошибочно считает почти безграничной.

В противоположность де Шинкелю авторы фильма показывают Людвига Калена сложным и неоднозначным. Он умен, упорен, не чурается труда, но героем без страха и упрека его не назовешь, хотя он и готов осознавать и исправлять свои ошибки. Пожалуй, никогда еще процесс выращивания картофеля не выглядел столь кинодраматичным. Картина дошла до шорт-листа на премию «Оскар».

Источник: газета «Коммерсантъ № 69,  Юлия Шагельман.

Добавить комментарий