Андрей Зубов. «ПРЕДАТЕЛИ?» (о фильме Марии Певчих)

Вчера внимательно посмотрел часовой первый фильм, сделанный соратниками Алексея Навального “Предатели”. Фильм оставил меня в печальном недоумении.

Да, всё что рассказывается в фильме – правда. И дружба Бориса Ельцина с Валентином Юмашевым, и распределение квартир в шестиэтажном достроенном доме в Кунцево, и афера Бориса Березовского с народным автомобилем и “Логовазом”, и покупка Березовским 1-го канала телевидения, и создание Романом Абрамовичем “Сибнефти”, обманная ваучерная приватизация госсобственности Анатолием Чубайсом, и безобразно бандитские залоговые аукционы 1994 года.

Все эти истории достойны разоблачений, но они и без этого фильма давным давно разоблачены и всем известны. В частности, об этом подробно написано в 16 главе нашей книги “История России. ХХ век”, первое издание которой было уже 15 лет назад. Но важно то, что все эти факты не объясняют того, о чем заявлено в фильме, как о его цели – почему демократическая революция 1989-91 года в России привела не к демократии, а к жестокой тирании КГБ, олицетворенной Владимиром Путиным, и к реставрации большевицких бандитских приемов властвования, которые ныне видны, кажется, каждому и ужасают многих, которые с полной ясностью обнаружили себя в нынешней войне против Украины и в сакрализации самой идеи войны и превращении слова “мир” в криминальное.

Все финансовые преступления 1990-х, сколь бы грандиозны они ни были, этого и в небольшой степени не объясняют. История в духе старых разоблачений ФБК тут явно не годится. Простая история про “плохих парней”, жадных до денег и власти, захвативших власть в России, ведет к наивному, но неверному выводу – были бы парни “хорошими”, то есть честными и продолжавшими жить даже получив президентский пост, в двухкомнатных малогабаритных квартирках, – всё было бы прекрасно в России еще в 1990-е.

Авторы фильма не просто крайне упрощают историю фиаско российской демократии в 1990-е годы, они её обессмысливают. Увы.

В фильме совершенно не обозначены главные стержневые явления.

1/ Роль КГБ и старой коммунистической номенклатуры, попытавшейся в июле-августе 1991 г. ликвидировать все реформы Горбачева и вернуть СССР в тоталитарное прошлое. Все силовые ведомства были за это – Министерство обороны (Язов), и КГБ СССР (Крючков), Министерство внутренних дел (Пуго) вместе с премьер-министром Павловым, председателем Верховного Совета Лукьяновым и вице-президентом Янаевым. Вся затея рухнула, кто-то застрелился или был застрелен (Пуго), кто-то повесился или был повешен (маршал Ахромеев), кто-то выпал из окна (Кручина).

Историкам известно, что большая часть аппарата КГБ тогда Крючкову не подчинилась и стрелять в народ отказалась, равно как и большая часть армейских начальников. Это предопределило победу Ельцина и Гайдара, которые во дни путча проявили колоссальное мужество и моральную силу, добились роспуска КГБ СССР и КПСС. Обо всём этом в фильме нет ни слова. А без этих фактов рассказ о квартирах и дачах становится пошлым водевилем.

Но эта победа, по всей видимости, сопровождалась негласным соглашением с силовыми структурами – мы вас будем поддерживать, господин Президент, а вы нас не трогайте. Так КГБ добился автономного положения в России (как КГБ РФ). Здание на Лубянке и подобные ему по всей России не были взяты штурмом, архивы спецслужб не были опубликованы, кровавые преступления и тайнодействия – не раскрыты. Никто не был подвергнут люстрации.

2/ Реформаторы (Чубайс, Гайдар) не пошли по пути других стран, освобождавшихся от коммунизма. Они обсуждали еще в июле 1991 года и отвергли такую возможность. Вместо реституции прав собственности они осуществили бандитскую приватизацию, оставив народ нищим. Награбленное большевиками во время революции и коллективизации не вернули потомкам владельцев, ни дворянам, ни крестьянам – никому. Поделили между собой. Об этом в фильме нет и полслова. Что это было – системная ошибка или сознательное преступление – забыть о реституции прав собственности? Я не выношу вердикт, хотя беседы с реформаторами позволили мне сформировать свое суждение. Но в фильме этой краеугольной проблемы вовсе нет. Народ России, в отличие, например, от народа Латвии, не стал собственников возвращенных имуществ. Он остался люмпеном.

3/ Системная декоммунизация даже в символической форме не был проведена, суд над КПСС окончился ничем, ВЧК-КГБ не был объявлен преступной организацией на подобии Гестапо, статуи коммунистических убийц остались на своих местах, переименование улиц и городов от их мерзких кличек, было начавшееся в 1991 году, закончилось в апреле 1994 заключением пакта Ельцина с коммунистами. Об этом пакте и вообще о событиях сентября-октября 1993 г. в фильме опять ни слова. А тогда верность силовых структур Ельцину была продемонстрирована в полной мере – никто не выступил против него ни в КГБ, ни в армии, ни в МВД. Не это ли стало причиной “национального пакта” 1994 года и еще более упрочило силу “органов”?

После 1994 г. в России фактически установилось двоевластие. Правительство получило право делить государственную собственность (не забывая при этом силовиков), а силовики, в первую очередь КГБ, исполняя порой очень гадкие указания власти (1-я Чеченская война, политические убийства), постепенно восстанавливали свои силы, свой контроль над страной и не позволяли никаких даже внешних действий по декоммунизации, ожидая реванша. Я сам был свидетелем и даже невольным участником многих их действий в этом направлении на “теоретическом уровне”, в том числе и зарождения внимания к Ивану Ильину, кстати говоря.

Но и об этом ни слова.

Быть может, следующие серии фильма расскажут обо всем, что я отметил сейчас, но, вроде бы, повествование доведено до выборов 1996 г., а перед нами предстали одни финансовые махинации “плохих парней”, распилы госсобственности, отдых на Карибах и ничего больше.

Боюсь, создатели фильма хотят, чтобы о самом важном – о КГБ, о Компартии, о несостоявшейся декоммунизации их зрители не думали, а свести весь важный разговор о бурливых 1990-х, действительно, времени упущенных возможностей, к разговору о “плохих парнях”, которым, при новом шансе должны быть противопоставлены “хорошие парни и девушки” и понятно, кто это может быть.

Только без осознания и политического решения основных проблем выхода России из чекизма-большевизма не окажутся ли эти “хорошие ребята” такой же подставой, как и в лихие 90-е, когда мы бездумно отказались от контроля над властью и команды реформаторов, и КГБ, и крепких хозяйственников?

Отказались, чтобы вновь проснуться в тоталитарном государстве в 2022 году.

Один комментарий к “Андрей Зубов. «ПРЕДАТЕЛИ?» (о фильме Марии Певчих)

  1. Андрей Зубов. «ПРЕДАТЕЛИ?» (о фильме Марии Певчих)

    Вчера внимательно посмотрел часовой первый фильм, сделанный соратниками Алексея Навального “Предатели”. Фильм оставил меня в печальном недоумении.

    Да, всё что рассказывается в фильме – правда. И дружба Бориса Ельцина с Валентином Юмашевым, и распределение квартир в шестиэтажном достроенном доме в Кунцево, и афера Бориса Березовского с народным автомобилем и “Логовазом”, и покупка Березовским 1-го канала телевидения, и создание Романом Абрамовичем “Сибнефти”, обманная ваучерная приватизация госсобственности Анатолием Чубайсом, и безобразно бандитские залоговые аукционы 1994 года.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий