Киновед Андрей Плахов. Кинопремия «Белый слон» объявила лауреатов
В центре внимания критики оказались фильмы, не получившие проката, но тем не менее ставшие достоянием общественности. Это прежде всего «Сказка» Александра Сокурова. Выполненная в гротескно-экспериментальной форме, она поставила в тупик и некоторых профессионалов, которые предлагали поошрить ее как значимое «событие года», но не рассматривать в категории «лучшего фильма». Однако голосование кинокритиков принесло «Сказке» победу именно в этой главной номинации.
Контркандидатом был «Пациент №1» Резо Гигинеишвили, получивший награды за лучшую режиссуру и за две актерские работы — за главную мужскую роль (Александр Филиппенко) и за женскую второго плана (Инна Чурикова). Это не только талантливый фильм, как и «Сказка», но и очень неожиданный фильм-сюрприз, появившийся уместно и вовремя.
В обоих фильмах фигуранты и казусы истории показаны из сегодня, но через призму «некрореализма». В «Сказке» Сталин ворочается в гробу и на время оживает, чтобы разобраться в отношениях с Гитлером, Муссолини и Черчиллем. А еще живой пациент №1 Константин Черненко напоминает труп, которому пытаются продлить существование вопреки законам биологии. В работе Гигинеишвили убедительно показан геронтологический стиль власти на излете СССР.
«Один маленький ночной секрет» Натальи Мещаниновой награжден «Белым слоном» за лучший сценарий, а «Каникулы» Анны Кузнецовой признан лучшим режиссерским дебютом года. Ни тот, ни другой не затрагивают острых социальных или политических тем, но оба, увы, оказались нежелательными для нашего искусственно стерилизованного проката. «Слово пацана» Жоры Крыжовникова наградили званием лучшего сериала.
Призами отмечены также многие другие работы различных профессий российского киноцеха. «Нам кажется, — подчеркивается в пресс-релизе премии, — что они [именно такие, как все вышеупомянутые, фильмы, Е.Л.] заслуживают оценки зрителей и критики, ибо ничей другой суд невозможен, если речь идет об искусстве».
Источник: газета «Коммерсантъ» № 13 (7703), Андрей Плахов.