„И нарек Иосиф имя первенцу „Менаше“: ибо дал забыть мне Б-г всю мою тягость и все в доме отца моего.“ Прочитав подобное, даже тот, кто не знает истории старшего сына Рахели, на мгновение остановится…
И все же наступил день, когда прошлое, которое, как думал Иосиф, было забыто им навсегда, внезапно ожило и подступило вплотную: он увидел тех, кто стал причиной его мучений. Все происходящее далее – вершина истории об Иосифе и его братьях, до сегодняшнего дня поражающей своим драматизмом. В ней сошлось все: подлость, ложь, любовь, борьба с собой, самопожертвование, раскаяние, прощение и (вершина вершин!) благодарение.
Совершенны, но часто надмирно безучастны лики праведников, святых, глядящих на нас с икон и полотен средневековья…
Холодность совершенства… Ничего подобного мы не находим в Книге. Еврейская традиция называет Яакова праведником. Называет праведником человека, обманувшего слепого отца, похитившего благословения, предназначенные первенцу. Но праведник, подсказывает Книга, праведен не безгрешностью. Таковым делает его дорога, ведущая к Праведности, дорога по которой он идет…
Вот и Иосиф, близко подошедший к краю пропасти, чувствуя, что может совершить непоправимое, произносит: „Б-га я боюсь.“
Как отец, боровшийся однажды с Ангелом, чтобы одолеть свой страх, отчаяние и бессилие, борется Иосиф со своим… могуществом, всесилием, с искушением мщения! И разве не вправе был он, вспомнив все свои бедствия, отомстить братьям?!
Но в тот момент, когда судьба будущих поколений Израиля висела на волоске, он услышал: „ …точно мы виноваты из-за брата нашего; потому что мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но мы не послушали; за то и нашло на нас горе это…“ – Вдруг выяснилось, что дверь в прошлое, которая казалась Иосифу закрытой, все эти долгие годы оставалась для братьев распахнутой настежь! Горе старика отца было всегда перед их глазами и преступление их срока давности не имело.
Беньямин… – тонкая ниточка, протянувшаяся из прошлого. Эта же нить соединяет Иосифа с отцом, больше всего на свете боящимся потерять последнего сына любимой Рахели… Но, до времени, Иосиф не ведает о том…
Беньямин, приведенный братьями из Кынаана, вернул Иосифу, казалось бы навсегда покинувшую, любовь. Но, вместе с ней, вернулся, и забытый Иосифом, страх затерянного в мире. Братья уйдут и он никогда не увидит Беньямина!
Подбросить младшему брату чашу, обвинить его в воровстве и оставить у себя – подлость, продиктованная любовью и отчаянием Иосифа…
„И подошел Иегуда…“ Лишь тот, кто терял, знает, что есть потеря. Лишь тот, кто терял собственных детей, может постичь горе Яакова.
И сказал Иегуда Иосифу: „Теперь же, если я приду к… отцу моему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его, то когда он увидит, что отрока нет, он умрет.“
Тот самый Иегуда, когда-то предложивший продать Иосифа в рабство, тот самый Иегуда теперь, из любви к отцу, готов стать рабом, заняв место Беньямина!
„И не мог Иосиф удержаться при всех, стоявших около него, и закричал: выведите от меня всех! …И он поднял крик с плачем… И сказал Иосиф братьям своим: я Иосиф, жив ли еще отец мой?“
Понять – не значит простить. Но понимание – путь к прощению. Прежних братьев больше не было. Перед Иосифом стояли другие люди. Да и сам он был уже другой…
„Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?“
Блажен тот, кто может простить до конца, кто никогда не вспомнит об обидах прошлого. Но возможно ли такое прощение?
Наверное, лишь в том случае, если человек обладает пониманием высшей справедливости, выводящей за пределы собственной судьбы, если страдания оправдываются высоким смыслом предназначения, – наверное, лишь тогда возможно такое прощение!
„… Но не могли братья его отвечать ему, потому что они смутились пред ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. И они подошли. И он сказал: я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда; потому что для сохранения жизни послал меня Б-г пред вами… чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь до великого спасенья.“
И да скажем: Амен!