Музыковед Сергей Ходнев. Зальбургский музыкальный фестиваль возьмется за Федора Достоевского
Объявлена программа Зальбургского музыкального фестиваля 2024 года. Среди премьер — сразу две известные русскоязычные оперы ХХ века по романам Федора Достоевского. Подобного не бывало в Зальцбурге и в прежние времена, а в теперешних условиях такое решение выглядит по настоящему оглушительно. Ни «Идиот» Моисея (Мечислава) Вайнберга (1986), ни «Игрок» Сергея Прокофьева (1916) никогда раньше в Зальцбурге не ставились.
За «Идиота» возьмется режиссер Кшиштоф Варликовский вместе со своей привычной командой: художник Малгожата Щесняк, драматург Кристиан Лоншан. Как дирижер-постановщик дебютирует Мирта Гражините-Тила, чья международная карьера началась именно в Зальцбурге. Князя Мышкина споет Богдан Волков, а Настасья Филипповна и Рогожин поручены, соответственно, Аушрине Стундите и Владиславу Сулимскому.
Музыку Вайнберга (1919-1996) широкий отечественный зритель знает по фильму Калатозова «Летят журавли», но Вайнберг как оперный композитор, по большому счету, — открытие 2010-х годов, когда его «Пассажирка» и «Идиот» стали полноценно исполняться на российских и западных сценах.
С «Игроком» Сергея Прокофьева, первая постановка которого состоялась еще в 1929 году, все иначе. Из громких театральных версий ХХ1 века можно вспомнить постановку Дмитрия Чернякова в 2008 году. Но в Зальцбург на постановку оперы позвали Питера Селларса. Его давние творческие заслуги как постмодерниста неоспоримы, но, выражаясь эвфемически, творческая весна этого режиссера уже давно миновала.
Впрочем, кто знает: вдруг Селларс очень удачно сработается с российским дирижером Тимуром Зангиевым. Команда солистов будет подчеркнуто интернациональна: компанию Асмик Григорян (Полина) составят бас Чен Пейсин, тенор Шон Паникар ( Алексей) и литовская прима Виолета Урмана (Бабуленька).
Источник: газета «Коммерсантъ» № 228 (7673), Сергей Ходнев.