Актриса Екатерина Унтилова рассказывает, как она подошла к роли Вассы по пьесе Максима Горького «Васса Железнова. Мать»
С драматургией Горького я познакомилась в студенческие годы. У нас в Киевском театральном институте на курсе Решетникова был дипломный спектакль «Зыковы», где я играла Софью. А на курсе Резниковича мне довелось играть в «Вассе». Это сильное юношеское впечатление от драматургии Горького повлияло на то, что я решилась предложить художественному руководителю Молодежного театра на Фонтанке Семену Спиваку пьесу «Васса Железнова. Мать».
В нашем театре собралась прекрасная актерская команда, которая увлеклась этой идеей. Подзаголовок пьесы — «Мать». Васса — это мать, которая пытается сохранить свое гнездо, но уже поздно, птенцы выросли. И выросли они такими, какими их воспитали в этом доме, где отсутствует любовь. Мы вместе со Спиваком сделали распределение и эскиз спектакля.
Я думаю, что страхи декаданса начала ХХ века, то ощущение конца света, «последних времен», очень созвучны нашей теперешней жизни и свойственным настроениям. Кажется, что время Горького пришло опять. В семье, как в капельке воды, отражается все, что происходит в бушующем море жизни. Мне кажется, что тема пьесы Горького — одиночество среди родных людей, порожденное нелюбовью, отсутствием сострадания, эгоизмом.
Я знаю много семей, где родители прекрасные люди, а дети — … . Васса все понимает, но уже слишком поздно. В этом настоящая шекспировская трагедия. Театр должен врачевать, но нужен и холодный душ — возможность увидеть себя со стороны. Моя Васса сложна, но я ее оправдываю. Любого героя нужно понять — если ты ему не сочувствуешь, ничего не получится.
Источник: газета «Петербургский дневник» № 198 (3138), Екатерина Унтилова, Марина Алексеева.