Еще раз о литературном Нобеле 2022 (Анастасия Житинская)
В этом году в рейтингах букмекеров на первых местах были Мишель Уэльбек, Салман Рушди, Стивен Кинг. Анни Эрно была в этих рейтингах на пятом месте. Хотя ее книги переведены на многие языки, а романы экранизированы, но ее нельзя назвать широко известной в сравнении с Уэльбеком и Кингом. Книги Эрно не будут пользоваться особо большим спросом, что не делает их неинтересными. Истории Эрно не захватывающи, но они важны для осмысления жизни.
Это не привычные нам мемуары и не автобиографии. Название этого жанра — автофикшен. Здесь можно и приврать, и выдумать отдельные события, это в большей мере художественное произведение, основанное на личном опыте. Основное отличие автофикшена — «разрешение писать о своей маленькой жизни», то есть автофикшен — это меньше и тише, чем мемуары, автобиография или воспоминания. Это как долгий телефонный разговор с человеком, с которым вы когда-то были близки.
Истории, которые рассказывает Анни Эрно, обыденны: смерть родителей, отношения с мужчинами, семья, развод и т.д. Если любой человек сталкивался с подобными событиями, то зачем читать об этом у не совсем известной французской писательницы? А вот зачем: чтобы в своей жизни увидеть нечто большее, чем банальное, чем постоянно повторяющуюся череду однообразных дней.
У русского человека есть большой комплекс того, что литература — дело великих: Толстой, Достоевский, Чехов. Если вы — не они, то лучше за это не браться, литература — занятие привилегированных. Вот именно поэтому Нобелевский комитет и выбрал Анни Эрно, подчеркивая, что каждая жизнь и каждая история могут иметь высокий смысл.
Источник: газета «Вечерний Петербург» № 14 (784), Анастасия Житинская.