Константин Райкин встретился со студентами театральных вузов
Участником фестиваля «Балтийский дом» стал московский театр «Сатирикон». Театр представил спектакль «Р» — сочинение на темы пьесы Гоголя. В главной роли — Константин Райкин. В рамках конференции «Някрошюсовские чтения» Константин Райкин провел встречу со студентами театральных вузов. Ниже приводятся отрывки из его выступления.
- Я на протяжении долгих лет рассказываю студентам, как можно и как нельзя. И я сам себе надоел. Стараюсь постоянно учиться, в том числе у молодых. Потому что вредно становиться мэтром. Иногда оказывается, что то, что нельзя, на самом деле можно. Неопытные актеры просто берут и делают. И делают гениально.
- Я всегда был неуверенным. Неверие в себя изматывает. Меня спас Олег Павлович Табаков, мой старший товарищ. Мы просидели в одной гримерке много лет. Он лечил меня от самоедства своим легкомыслием, панибратством с Мельпоменой. Он говорил: «Старик, надо поиметь один раз успех и понять, что ты интересен». Для меня это было немыслимо.
- С чувством надо уметь обращаться. Не надо его призывать. Когда к нему так относишься, оно становится капризным и брезгливым, не хочет идти на зов. Надо уметь дать ему поджопник и сделать вид, что ты без него прекрасно можешь обойтись. Человек — цельное существо, форма и содержание слито в нем воедино. Как только ты точно сделаешь по форме, чувство подтянется.
- Я очень честный артист, и это мое проклятие. Постоянно пытался плакать по-настоящему. Меня учили, надо изображать, а я не понимал, зачем. Однажды мне нужно было сыграть слепого солдата. Я готовился. Спал в одежде и обуви. Лишил себя зрения на месяц. Я пытался стать тем, кого играю. Потом появился опыт, приемы, даже штампы.
- Ты слышишь, как зрители в зале реагируют. Сам про себя думаешь: здесь я хорошо сыграл, а вот здесь у меня не получилось. Это очень трезвая профессия. Губительно и невозможно в работе потерять трезвость. Это как скоростной спуск или автогонки. Есть стихия игры, при которой кусочек твоей башни пристально следит за всем происходящим.
- Когда начинаю репетировать в новом спектакле, делаю все те же ошибки — как в первый раз. Снова прохожу басню, стихотворение, танец… Новый спектакль — это как новый вид спорта. Тебе всему приходится учиться. Каждый режиссер считает, что все навыки, которые ты получил до этого, непригодны для использования в его новом спектакле. Источник: газета «Метро» № 76 (4595), Константин Райкин, Алена Бобрович.