Антонина Веткина. Что пишут кинокритики о фильме Кирилла Серебренникова
«Жена Чайковского» участвует в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Кинокритика, в целом, приняла эту работу без восторгов, но с некоторым недоумением. В центре сюжета фильма — Антонина Милюкова (актриса Алена Михалкова), бывшая студентка консерватории. Антонина долго страдала по своему кумиру, потом призналась ему в своих чувствах. Чайковский (российский актер американского происхождения Один Байрон) после некоторых колебаний согласился жениться: Милюкова обещала некоторое приданное, наличие жены облегчило бы жизнь композитору, о пристрастиях которого шушукались. Но краткосрочный брак не принес счастья. Чайковский переживал это, потом умер. Со сцены прощания с композитором фильм и начинается.
В целом, критики, отдавая должное игре Алены Михайловой, выражают недоумение. За весь фильм практически не звучит музыка композитора. Творческий гений Чайковского не интересует режиссера. Издание Variety пишет, что в фильме «отсутствует какое-либо органическое чувство человеческой психологии». The Hollywood Reporter сожалеет: «Режиссер Серебренников так и не смог раскрыть истинную гениальность Чайковского». Издание подчеркивает, что патриархальное общество 19-го века было ужасно: в тисках морали настрадались и композитор, и Антонина Милюкова, но этого недостаточно для столь продолжительного (2 часа 23 минуты) фильма.
Чего в картине предостаточно, так это обнаженных мужских тел. Критики пишут об этом очень деликатно. Зачем? Чтобы испортить образ великого композитора? Актер Стас Садальский возмущен: «Я не ханжа, но смотреть «Жену Чайковского» было противно». Своими впечатлениями делится и автор дзен-канала «Записки актера» Сергей Марочкин: «Я не против наготы, но она должна быть оправданна. А тут шок ради шока».
Источник: газета «Комсомольская правда» № 38 (27387) 2022, Антонина Веткина.