судьба всех указов эпохи Мудрецов – что бы ни произошло, запреты никогда и никуда не уйдут

Можно ли наполнить большой чайник водой и включить его перед самой Субботой — или нужно, чтобы вода закипела до Субботы?

FB of Uri Kaluzhny: Предположим, что после очередного рабочего дня есть лишь несколько часов для подготовки к наступающей Субботе. Для жителя Израиля это звучит непривычно, но в большей части мира люди работают и в пятницу. Я надеюсь, что в ближайшем будущем так будет и у нас, и мы сможем сделать воскресенье выходным днем. Тем самым религиозный образ жизни перестанет противоречить здравому смыслу – можно будет и соблюдать Шабат и поехать на целый день на море или на природу.
Но сейчас мы займемся другим, более насущным вопросом. В последний момент перед зажиганием свечей еврейская мать успела таки набрать воду в электрический самовар (так мы будем называть большой чайник) и включить его. Вопрос: правильно ли это – может быть нужно, чтобы вода закипела до Субботы?
Во-первых, надо сказать, что для некоторых сама постановка вопроса звучит странно. У нас, например, много лет был самовар, который нагревал воду до кипения, сам выключался и, когда вода достаточно остывала, сам включался вновь. Но в Субботу мы переключали его на режим в котором он подогревал воду с постоянной силой и она оставалась все время горячей, хоть и не кипящей.
Такой самовар в субботнем режиме воду сам не закипятит и в нашем вопросе мы предполагаем, что не обязательно пользоваться субботним режимом. Действительно – ведь чем отличается такой самовар от холодильника, который именно так и работает – сам включается, сам выключается. И хотя есть еще богобоязненные люди, которые таких холодильников в Субботу боятся, у большинства здравый смысл побеждает и они холодильниками пользуются как обычно (при этом все же надо проследить, чтобы открывание холодильника не включало лампочку и не выключало мотор).
Итак, обязательно ли закипятить воду до Субботы? На первый взгляд, ответ написан в самом центральном своде законов Шулхан Арух, Орах Хаим, гл. 254, пункт 9: «Не наполнит [человек] кастрюлю водой и поставит в печь в преддверии Субботы, когда уже начинает темнеть». Надо, чтобы вода нагрелась (однако, не требуется, чтобы она закипела – так объясняет Мишна Брура), до Субботы. То есть, ответ на наш вопрос: «Нельзя». Но это только на первый взгляд!
Причиной этого запрета является старинный указ наших мудрецов не ставить кастрюлю с недоваренной водой в печь, так как есть опасность, что в Субботу человек поворошит угли (а это, как-никак, нарушение законов Субботы), чтобы еда сварилась быстрее. И хоть у нас давно уже нет на кухне горящих углей (слава Богу), запрет остался. Такова судьба всех указов эпохи Мудрецов – что бы ни произошло, запреты никогда и никуда не уйдут. По крайней мере, до тех пор пока не придёт Машиях. Так что нужно молиться.
Правда, заметьте, что сегодня этот запрет применяется только к таким ситуациям, где можно увеличить нагрев постепенно, мало-помалу – ведь и в оригинале, мудрецы не опасались, что человек разожжет новый огонь или добавит углей. Поэтому мы переключаем электроприборы на субботний режим или просто покрываем регуляторы термостата так, что ими не воспользуешься, и все в порядке.
A ведь в нашем самоваре нет регулятора – то есть, к нему этот старинный запрет не применятся! Так что, вроде, можно включить его перед самой Субботой?
Тут надо заметить, что великий Мойше Файнштайн, «рав всех евреев Америки», был как-то спрошен: «Самовар, в котором нет возможности усилить нагрев, можно ли налить в него холодную воду и включить его перед самой Субботой? Может быть нужно опасаться того, что возьмут из него часть воды и тем самым приблизят момент, когда вода сварится?» И ответил Рав (все это записано в книге Игрос Мойше, Орах Хаим, часть 4, гл. 74, בישול, пункт 23): «מסתבר שיש לאסור» — в моем переводе: «логично запретить», «если вода не может закипеть до захода солнца».
То есть, похоже что по мнению рава Файнштайна ответ на наш вопрос таки «нельзя»?
Тут надо заметить следующее (оставим в стороне сам тот факт, что многие авторитеты считают, что нет запрета забрать часть воды, хоть и оставшееся нагреется из-за этого быстрее; по их мнению запрещено только добавить огня или приблизить к нему кастрюлю). Рав воспользовался словом «логично» – так как в отличии от ситуации со старинными запретами, сегодня можно запретить лишь то, что может привести к нарушения с достаточно высокой вероятностью – так, чтобы запрет был логичным.
Логично предположить, что если у нашего самовара есть заметная лампочка, которая горит, пока вода не закипела, то нет опасения, что кто-то возьмет из него некипяченую воду. И логично предположить, что о таком самоваре в этом вопросе речь не шла – все-таки он был задан лет семьдесят тому назад.
Тот самовар, которым мы пользуемся сегодня можно наполнить водой и включить перед самой Субботой – только не брать из него воду, пока она не нагрелась.

From: https://www.facebook.com/ukaluzhny/posts/3826612240714843

Один комментарий к “судьба всех указов эпохи Мудрецов – что бы ни произошло, запреты никогда и никуда не уйдут

Добавить комментарий