Следующий пост «Стихи и проза» в субботу 7 июня 2014 г. В другие дни стихи из книги «Безымянный день» (1977).
ДАЛЕЕ: Новые стихи 2014 года. Проза: «Терзай меня — не изменюсь в лице» (о поэзии Арсения Тарковского).
***
А чтоб и дальше здесь пастись,
Терпеньем надо запастись.
А чтобы тешить слух свой пеньем
И дальше, запасись терпеньем.
Не можешь? Ну тогда простись
С весенним этим сквозняком,
С голубизной, что сплошняком
С небес стекает, с зыбким кровом,
Со всем, о чём не скажешь словом,
Ну разве что обиняком.
***
Сама не ведаю чего,
Кого я так хочу дождаться.
Утра, наверное, с его
Талантом заново рождаться.
Хочу, наверно, перенять
Его счастливую привычку,
Едва проснувшись, слушать птичку
И форму облака менять.
***
Я лишь затем и родилась,
Чтобы слова бросать на ветер,
Мечтая втайне, чтоб ответил
Мне кто-нибудь. Мечта сбылась:
Мне отвечает вешний свет,
Капель, подслушанная где-то…
Во всяком случае, всё это
Я принимаю за ответ.
—————————
О ТОМ, О СЁМ:
«ТЕРЗАЙ МЕНЯ — НЕ ИЗМЕНЮСЬ В ЛИЦЕ»
О поэзии Арсения Тарковского
«Прекрасное должно быть величаво». Эти слова вполне можно отнести к поэзии Тарковского.
Есть высоты властительная тяга,
И потому бессмертен я, пока
Течет по жилам — боль моя и благо —
Ключей подземных ледяная влага,
Все эр и эль святого языка.
Торжественность, приподнятость тона — вот что приходит на ум, когда читаешь эти строки. Каждое стихотворение его — победа гармонии над хаосом. И если гармония — это соразмерность, то любая крайность — ее нарушение. Тарковский никогда не срывается на крик, не рвет страсти в клочья, не захлебывается словами. Вспоминаю его манеру читать стихи — взволнованную и одновременно сдержанную, даже несколько отстраненную. Вспоминаю его особую дикцию, его редуцированные гласные, усиливающие впечатление некоторой закрытости. Никакого половодья чувств, никакой распахнутости. Стих безупречен и дисциплинирован, даже если он о драматичном.
Стол повернули к свету. Я лежал
Вниз головой, как мясо на весах,
Душа моя на нитке колотилась,
И видел я себя со стороны:
Я без довесков был уравновешен
Базарной жирной гирей…
…
…я лежал в позоре, в наготе,
В крови своей, вне поля тяготенья
Грядущего.
Позор, нагота, кровь — пишет поэт. Но эпический характер стихов лишает эти слова конкретности и натурализма.
И я дышал, как рыба на песке,
Глотая твердый, слюдяной, земной,
Холодный и благословенный воздух.
О своем затрудненном дыхании поэт повествует столь распевно, что стихи звучат, как речитатив. Лишь один-единственный раз происходит некий сбой, строка как бы укорачивается, темп ускоряется, рождая почти физическое ощущение прерывистого дыхания тяжелобольного:
Мне губы обметало, и еще
Меня поили с ложки, и еще
Не мог я вспомнить, как меня зовут…
Но, будто спохватившись, поэт тот час же начинает дышать ровнее, голос набирает силу, взмывает вверх, и все завершается полнозвучным мажорным аккордом:
Но ожил у меня на языке
Словарь царя Давида.
А потом
И снег сошел, и ранняя весна
На цыпочки привстала и деревья
Окутала своим платком зеленым.
Хотя поэт и тяжек «всей тяжестью земной», он навеки заворожен дудкой Марсия, его стихия — музыка. Недаром в поэзии Тарковский так часто упоминаются флейта, скрипка, шарманка, дудка.
…………………………
«Терзай меня — не изменюсь в лице», — говорит Тарковский. Это великое свойство. Но иногда необходимо видеть, как лицо, искаженное страхом и болью, вдруг преображается и озаряется улыбкой счастья, а из губ вырывается не стон, а песня.
1996 .
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ:
http://magazines.russ.ru:81/novyi_mi/redkol/miller/stih/stihi109.html
_____________________
***
«Дружба народов», № 5, 2014 г.
Стихи: «Я из Москвы немноголюдной»
http://magazines.russ.ru/druzhba/2014/5/5m.html
***
Стихи и проза, прочитанные на презентация книги «А у нас во дворе» (CORPUS, 2014), ЦДЛ, 27 апреля 2014:
https://www.dropbox.com/s/6kx4pp68yhr4tgb/27.04.2014%20Dom%20Literatorov%20Larisa%20Miller%20Vystuplenie%20na%20presentatsii%20knigi%20A%20u%20nas%20vo%20dvore.doc
Видео:
Скачать:
http://yadi.sk/d/RedWQetrNkyqQ
Очень благодарна Мите Шеберстову за съемку вечера и размещение видео в интернете.
Лариса Миллер
***
20.05.2014, «Новая газета», Лариса Миллер, «Ключ от снесенного дома» (о книге Натальи Громовой «Ключ. Последняя Москва»):
http://www.bigbook.ru/articles/detail.php?ID=19308
***
«Новая газета», 11.04.2014, «Прогулки в пространстве прошлого» — Андрей Колесников о книге «А у нас во дворе»:
http://www.novayagazeta.ru/arts/63134.html
***
На состоявшемся 7 апреля с.г. в Пизанском университете выступлении слушателям была роздана заранее подготовленная самодельная двуязычная книга стихов “Un giorno dopo’l altro” («Стихи гуськом») в переводе Стефано Гардзонио ((http://premiogorky.com/russia-italy/persons/45): 57 стихотворений и эссе «В плену у “Пленённых”» (на итал.):
https://www.dropbox.com/s/w51pasp1tt0r3ch/25.03.2014%20Larisa%20Miller%20Un%20giorno%20dopo%20l%27altro.pdf
***
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО:
— «В тени от белого крыла», Первый выпуск (март 2014) Серии «Стихи гуськом», полное собрание.
— Книги «Безымянный день» (1977), «Земля и дом» (1986), «Заметки, записи, штрихи» (1997), «Мотив. К себе — от себя» (2002), «Где хорошо? Повсюду и нигде» (2004, все стихи 1963-2002 гг.), а также Аудиокнигу (2008):
https://www.dropbox.com/sh/nrrm41c3wlhgqc9/4P8EkakvHf
***
«Стихи гуськом», книга XVII: октябрь-ноябрь-декабрь 2013 г.:
http://7iskusstv.com/2014/Nomer1/Miller1.php
Стихи Ларисы д-р Беркович публкует и в моей Творческой группе “Наедине со всеми”. Естественно, на площадке Фейсбука.
Уважаемый Геннадий, не вводите читателей в заблуждение. Я публикую записи в фейсбуке исключительно на своей странице. Ни в какие группы я ничего не пишу. О Вашей группе узнал только что и немедленно оттуда вышел. Вам повезло, что я не заметил этого ранее — всех, кто без моего разрешения включает меня в какие-то группы, я удаляю из «френдов» и блокирую. Это дурной тон, включать кого-то в группу без позволения.
Что касается Ваших комментариев к стихам Ларисы Миллер, то советую прислушаться к тому, что говорят более опытные блогеры. Вы свободны комментировать любые сообщения, но не забывайте о чувстве такта и мере.
Удачи!
Господин Лавертов, доброй ночи! В Челябинске 02:45.
Я понял Вас.
Но Вы не по адресу…
Никакого спора у меня с Хоботовым не было и нет.
Стихи Ларисы д-р Беркович публкует и в моей Творческой группе «Наедине со всеми». Естественно, на площадке Фейсбука.
В любом случае, я воспользуюсь вашим советом.
Господа Хоботов и Швец!
Большая к вам просьба — не злоупотреблять интернет-площадью, любезно предоставленной хозяйкой блога уважаемой Ларисой Миллер! Хотите о чем нибудь поспорить — для этого есть Гостевая. Напомню, что госпожа Миллер может просто удалить вашу перебранку, но думаю, что она, как истинный гений, просто не заметит ее. Это, однако, не повод злоупотреблять ее добросердечием.
Думаю, уважаемый Геннадий, что Вы не точно истолковали данный Вам карт-бланш. Я бы посоветовал Вам отнестись к нему более трепетно. Но это исключительно Ваше дело.
Хоботов… Вы — без имени?
Я никого не трогаю ни формально, ни визуально. Комментировать — моё право, не меньше.
Вы напрасно грубите — и вызываете меня отвечать адекватно.
Хоботов, этого удовольствия я не дам.
Карт-бланш на «Семь искусств» мне дал д-р Евгений Беркович.Поэтому не сотрясайте воздуха.
Это просто опрометчиво.
Я не грублю, друг Геннадий. Я предупреждаю: не становитесь смешным и глупым в глазах читателей. Вы без году неделя в блогах, а наделали кучу ошибок. И амикашонство (вот какое для Вас есть слово) с Ларисой Миллер не красит Вас, а делает посмешищем. Остановитесь, пока не поздно. Займитесь творчеством, например, Инны Костяковской. Это и удобней, и приличней. И простора для критики больше. И ей, наверно, будет приятно. А от Ларисы Миллер — ручки прочь!
Лариса, шалом!
Я по-хорошему тронут вашим отношением к логосу. Желаю вам не уставать удивляться самой и удивлять ваших читателей. Ибо поэт должен петь о радости земного бытия во что бы то ни стало.
Что касасется вашего преклонения Арсением Тарковским, — это понятно. Если он — ваш ведумый, у вас всё получится.
С уважением к вам, Геннадий.
Если он – ваш ведумый, у вас всё получится.
А Вы азартный, Парамоша, т.е. пардон, Геннадий. Все не угомонитесь, не поймете, как смешно и постыдно выглядите. У Ларисы Миллер уже все получилась, она признанный Поэт нашего времени. А Вы и понять не хотите, что подобный тон с Великими не их унижает, а Вас делает смешным. Похлопывая по плечу Пушкина — жанр старый. И Вы им явно злоупотребляете.
На этом форуме, т.е. в этих блогах есть несколько «поэтов» разного пола, которые учатся, пробуют себя то в том, то в этом жанре, у кого-то что-то получается, как правило, нет. Вот им Ваше похлопывание было бы приятно и, может быть, полезно. Но не трогайте Ларису Миллер. Очень Вас прошу!