Есть время жить — и время умирать.
Всему свой час . Есть время обнимать —
И время уклоняться от объятий.
Есть время плакать — и пускаться в пляс.
И побивать каменьями кумира.
Есть час любви — и ненависти час.
И для войны есть время — и для мира.
Время для войны заканчивалось. Шел март 1949 года. Уже были заключено соглашение о прекращении огня с Египтом (24 февраля), на очереди были соглашения с Ливаном, Трансиорданией, и Сирией. Появилась возможность отложить винтовку и еще раз внимательно прочитать Решение ООН о разделе Палестины. Оказалось, что в «Решении» южные границы Израиля обозначены не четко, а значит, как говорят, «еще не вечер».
Решили послать на юг группу десантников – добровольцев практически на верную смерть (Операция «УВДА»). Нужно было пройти на юг от основных сил на 200 километров по мертвой пустыне, рискуя быть отрезанными от своих. Своим неожиданным появлением у Красного моря они очень удивили иорданцев, десантников здесь никто не ждал. Иорданцы в панике убежали, а Израиль без единого выстрела получил выход в Красное море, что потом было официально закреплено в международных документах. Самодельный флаг Израиля, нарисованный чернилами на простыне, поднял Авраам Эден, командир передовой роты бригады «Негев». В ходе операции «Увда» были освобождены весь Южный Негев, а также Эйн-Геди и Масада.
Что это, удача или трезвый расчет, военное счастье или помощь небес? Любой скажет, что послать небольшую группу практически без поддержки в такой поход – авантюра, но где эта грань, грань между авантюрой и военным расчетом? Кто рассудит? Нет суда истории, есть суд историков, а они люди, судят по своим взглядам и пристрастиям.
За примером такого суда далеко ходить не надо. Где-то лет 30 назад в одной из программ израильского телевидения был показан сюжет суда над Бар-Кохбой. Обвинял Бар-Кохбу будущий министр и архитектор соглашений в Осло — Йоси Бейлин.
Прав ли был Бейлин, когда говорил, что «Великое восстание» кроме разрушения и смертей не принесло ничего, победы добиться не удалось, да и невозможно это было, а потому восстание было абсолютно бессмысленным. В конечном счете, восстание Бар-Кохбы привело к рассеянию, что сделало евреев народом жертвой, страдавшим везде и всегда. Вполне возможно, что он был прав своей, бейлинской правотой.
Давайте до Бар-Кохбы вспомним Маккавеев. Когда Матитьяху Хасмоней из Модиина с пятью сыновьями начал борьбу с войсками Антиоха Епифана, был ли хоть один, логически мыслящий человек, который мог предвидеть поражение греков? Но, как говорят, логика – наука греческая, нам евреям она без надобности. И победили, и освободили храм и восстановили государственность. Правда, воевали лучше, чем управляли в мирное время, но что поделаешь, евреи.
Но вернемся к Бар-Кохбе, сурово осужденному Йоси Бейлиным.
132 год, страна только перенесла тяжелейшее поражение в иудейской войне, после которой прошло всего 60 лет. Причем это были не 60 лет «восстановления народного хозяйства», а годы жесточайшей эксплуатации. В это время на смену императору Траяну приходит Адриан. Он даже посетил Иерусалим в 130 году. Город был важен для Рома, как опорный пункт в борьбе с парфянами. Евреи встретили Адриана с воодушевлением, надеялись на восстановление храма и прекращение гонений. Но все пошло иначе. Просто Рим мало интересовался тонкостями чуждых им религий. С высоты их величия было сложно понять то упорство, с которым покоренные народы сопротивлялись эллинизации.
Рим мыслил системно. Что им было нужно от покоренных народов? В принципе одно – чтобы они спокойно, без сопротивления собирали и передавали в Рим налоги. Ну грабили там всякие прокураторы, не без этого, но ведь это в человеческой натуре, вот на дворе уже и ХХI век, а все продолжают прокураторы грабить и грабить… Рим применял простую практику, он включал богов покоренных народов в свой пантеон, признавал их богами, но и покоренные должны были принять римских богов (и божественного императора в их числе), и получалась такая видимость единства, вроде «ты и я одной крови…». Но с евреями это не срабатывало, принимать римских богов не хотели, признавать императора богом – ни в какую, да и восстание за восстанием…
И Адриан, вполне в согласии с логикой, понимает, что все дело в религии. А поскольку он император Рима, то принимается простое решение, взять да и отменить эту неподходящую религию. Таким немудреным образом и появился декрет Адриана о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города Элия Капитолина на месте Иерусалима. А на месте Храма должен был стоять храм Юпитера. А евреи… А что евреи, куда они денутся…
Но заполыхала страна. Восстание возглавил Шимон Бар-Кохба, духовным вождем восстания стал пользующийся огромным авторитетом рабби Акива, признавший Бар-Кохбу долгожданным Мессией.
Риму к мятежам не привыкать. Усмирением страны занялся наместник Тиний Руф, который к удивлению императора был разбит. Ему в помощь был отправлен легат Сирии Публий Марцелл, но и это помогло мало, и он был разбит. Тогда Адриан отзывает из Британии своего лучшего полководца Юлия Севера, что само по себе признак чрезвычайной ситуации. Британия была одной из наиболее важных в военном отношении провинций. Для усмирения Иудеи Север получил под свое командование двенадцать легионов. (А во время первой Иудейской войны армия императора Веспасиана состояла всего лишь из пяти-шести легионов и нескольких вспомогательных частей…). Легион — это 6—8 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников. Считается, что число легионов у Рима не превышало двадцати восьми, то есть на подавление восстания брошена почти половина римской армии. Но это еще не все. Операции могучего сухопутного войска римлян поддерживались флотом, блокирующим пути снабжения.
Но все шло для Рима плохо. Три года длится восстание. Бар-Кохба освобождает страну, Иерусалим и даже чеканит свою монету. Римские войска Иудеи, Сирии, Египта — все терпят поражение. Многие отборные бойцы не вернулись назад: так, двадцать второй египетский легион был полностью уничтожен.
Чрезвычайность ситуации видна и в другой экстренной мере: значительное число солдат переводится из подразделения Classis Misenensis в X «Сокрушительный» легион.
Classis Misenensis – это римский военный флот. В подразделения флота набирались «морские народы» — греки и египтяне, не имевшие высоко ценимого римского гражданства. Флот не имел престижа легионов и использовался в основном в качестве сил поддержки армии. Римское высшее командование никогда бы не согласовало полный перевод моряков (с обязательным предоставлением римского гражданства) в легион, если бы ситуация не была угрожающей.
Рим был потрясен. Малочисленный народ в небольшой провинции осмелился восстать против могущественного Рима, причем после поражения, во второй раз. Евреи, причиняя огромные потери римским силам, оказались в состоянии заставить защищаться империю на протяжении почти четырех лет. Кстати, использовали и нечто знакомое по новейшим временам — прорытые подземные переходы, создававшие римским войскам серьезные проблемы. С использованием в войне подземных ходов столкнулись и американцы во Вьетнаме, причем вынуждены были создать специальные подразделения, называвшиеся «туннельные крысы».
Север был вынужден перейти к тактике выжженной земли. Постепенно, после долгих боев, восставшие были оттеснены к Бейтару, своему последнему оплоту. Бар-Кохба погиб, рабби Акива был казнен.
Еще до окончания боевых действий римская администрация обнародовала целый свод антиеврейских законов. Под запретом оказались еврейская система судопроизводства, изучение Торы, строительство новых синагог. Было решено стереть само имя провинции – Иудея и переименовать ее в Палестину. Никогда ни до, ни после не были предприняты столь радикальные меры. Иудея просто прекратила существовать для Рима. Таким способом римляне, похоже, пытались осуществить одну из первых в обозримой истории попыток «окончательного решения еврейского вопроса».
Победа Адриану досталась нелегко. Делая доклад в сенате по поводу войны, он вынуждено опустил традиционное приветствие: «Я и легионы пребываем в благополучии». Благополучием и не пахло.
Ну а как же суд над Бар-Кохбой? Очень убедительно и красноречиво доказывал Йоси бессмысленность восстания. Наверно он кого-то и убедил. Вероятно тех, кто считает, что жизнь – это форма существования белковых тел, и только. Судьбу тех, кто шел этим путем, мы знаем, они вошли в число исчезнувших народов. То есть они не были убиты, просто растворились в другом этносе, сохранились в историях и легендах, но их самих не стало.
Да, это так, но не велика ли цена? Для восставших, для ребят, присоединивших к Израилю Эйлат – не велика. Для архитектора Осло – чрезмерна.
Видите ли, Борис Маркович, на мой взгляд эллинизаторами были не римляне, а евреи, стремившиеся жить и выглядеть, как римляне. У собственно римлян были свои заботы, а вот евреи (не все, но многие) очень хотели сообщить им, что «я такой, как ты, совсем такой же, только может быть… не у глаз, а где-то в ином месте я слегка и отличаюсь, но мы и это исправим». Если смотреть под этим углом, то тема становится актуальнее.
С точки зрения арабов современными эллинизаторами являются американцы. Причем в полном соответствии с традицией они агрессивны как римляне. В то время как есть и мягкая форма эллинизации — современное европейское общество, неспособное к экспансии. С другой стороны — те же эллинизаторы старых времен хотели, в частности, чтобы в Иудее были стадионы, театры и своего рода светские университеты — а не только духовные йешивы.
Я это, собственно, к чему ? Все эти дикие вещи вроде 9/11 — в своем роде кондовый протест против переделки исламских сообществ на западный лад.
И тогда, как и сейчас были эллинизаторы, стремящиеся к жизни в форме существования белковых тел.
Вот, к стати, еще пример. Израиль выпустил ролик, в котором говорится, что «пока АБА (папа — на иврите) не превратился в daddy, подумайте о возвращении в свою страну». Так поднялся визг, что этот ролик оскорбил евреев Америки. Интересно чем? Израиль извинился и снял этот ролик. Интересно, извинился за что?
То, о чем вы пишите, Л.Н.Гумилев называл «пассионарностью». Теперь, если хотите, мы можем пройтись по другим примерам того же явления — арабы, например, в порыве совершенно немыслимой пассионарности сокрушили в свое время две гигантские державы — Византию сократили примерно вдвое, а Иран уничтожили как отдельную цивилизацию. Без никаких технических усовершенстований, на голом энтузиазме.
Такого рода порывы есть в истории всех «серьезных» народов Европы — про Азию я просто не знаю, но японцы, например, тоже неплохие кандидаты на роль «пассионариев». Уж на что монголы сейчас люди на мировой цене незаметные — но и у них был свой Чингиз.
Вот что у евреев и в самом деле уникально — это выживаемость как народа, сознающего себя народом. Сперва, как раз после Бар-Кохбы, каким-то совершенно немыслимым усилием, евреи создали свою среду, заключенную в Торе — без территории, без государства, в рассеянии и без единого центра. Потом, через пару тысяч лет — создали свою СТРАНУ, вроде бы из ничего. Ну, пески, болота, короткий период, открытый для колонизации края — и этой малости хватило на то, чтобы создать Израиль, который иначе как Чудом не назовешь.
В своем роде — урок для всего мира: вот что могут сделать ЭТИ люди. При всех их слабостях и сварах …
>Уж на что монголы сейчас люди на мировой цене незаметные – но и у них был свой Чингиз.
А, может, Чингиз — еврей?