Конкурс

Итоги конкурсов прошлых лет

2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004

Лонг-лист конкурса «Автор года 2019»

Лонг-лист конкурса «Автор года 2018»

Лонг-лист конкурса «Автор года 2017»

Победители конкурсов

Заслуженные авторы Портала

Победители и лауреаты конкурсов (таблица)

Номинации конкурса из года в год (таблица)

Конкурс «Автор года 2020»

В каждой номинации жюри определит одного победителя и двоих лауреатов. Если выдвинуто менее трех претендентов, то голосование по этой номинации не проводится.

Выдвигать кандидатов на победу в конкурсе могут все зарегистрированные участники Портала, т.е. люди, электронные адреса которых знает редакция. Это авторы статей в журналах, авторы блогов «Семи искусств», меценаты, упомянутые в «Зале Славы»…

Предложенные кандидатуры вносятся в «лонг-лист» конкурса, ведение которого поручается Архивариусу Портала.

За одно произведение автор может быть выдвинут только в одну номинацию. Произведение должно быть напечатано в 2019 году в одном из четырёх периодических изданий Портала: «Заметки», «Старина», «Семь искусств» или «Мастерская» (тексты, размещённые их авторами самостоятельно в личных блогах или в гостевой книге Портала, увы, участвовать в конкурсе не могут; равно как нельзя номинировать автора произведения, напечатанного в 2018 году или ранее).

Выдвижения учитывает Архивариус в специальной таблице (Лонг-лист конкурса «Автор года 2020»), где указывается имя выдвигающего, имя кандидата, произведение, за которое выдвигают, номинация.

Конкурс «Автор года 2020» проводится по следующим номинациям:

  1. Проза (художественная проза и переводы);
  2. Поэзия (включая поэтические переводы);
  3. Нон-фикшн (воспоминания, публицистика, очерки, документальная проза);
  4. «За заслуги».

В номинации «За заслуги» определяется только один победитель, и им можно стать только один раз в жизни. Выдвигая кандидата в номинации «За заслуги», помните, что имеются в виду не заслуги его перед той или иной страной, русской литературой или профессиональным сообществом, а именно творческие заслуги человека как многолетнего, преданного автора и друга Портала. Сверьтесь со списком Заслуженные авторы Портала, прежде чем выдвигать своего кандидата по номинации «За заслуги»: если он есть в списке заслуженных авторов, выдвигать его повторно нет смысла.

Главный редактор портала и председатель жюри Евгений Беркович не участвует в конкурсе в качестве кандидата на звание «Автор года».

Таблица соответствий номинаций и тематических рубрик журналов в конкурсе этого года не нужна: всё, что не проза и не поэзия, то «нон-фикшн».

Окончательное решение по номинации, по которой выдвигается то или иное произведение, принимает редакция. В частности, если в одной из номинаций число номинантов станет очень большим, редакция оставляет за собой право разбить лонг-лист этой номинации на две группы, в каждой из которых независимо будет определяться один победитель и два лауреата.

Технически номинировать авторов на конкурс можно разными путями: написать письмо в редакцию, оставить свою заявку в гостевой книге, в отзыве под публикацией. Но самый верный путь — поставить комментарий под страницей Лонг-лист конкурса «Автор года 2020», где надо указать своё имя, имя кандидата, произведение, за которое он/она номинируется, и номинация. Такой комментарий обязательно будет прочитан Архивариусом Портала и ваш кандидат попадёт в лонг-лист. Архивариус, конечно, будет просматривать и гостевую книгу, ему перешлют письмо в редакцию, но… всё это окольные пути. Прямой — кликайте по ссылке ниже и номинируйте:

Лонг-лист конкурса «Автор года 2020»

22 комментария для “Конкурс

  1. Предлагаю В.Д. Алейникова в «Авторы года» (номинация — «Воспоминания») -за серии «Рассказать о былом » и “Отзвуки праздников”, опубликованные в журнале СЕМЬ ИСКУССТВ в 2018 г.
    Спасибо.

  2. Предлагаю Сергея Эйгенсона в «Авторы года», в номинации «Воспоминания». За мемуарную серию «Рассказы по жизни», что выходит в Мастерской, и в частности, за «Детские книжки»: http://club.berkovich-zametki.com/?p=42523

  3. Переношу сюда из Гостевой:
    Архивариус
    — 2018-09-09 13:21:39(282)

    Хулиган
    — 2018-09-09 13:08:50(281)

    Модерации.

    Обсуждение рассказа «Лили-Марлен» продемонстрировало редкий консенсус в его оценке, как безусловно хорошо написанный, наполненный идеей добра и гуманизма…
    Прошу вас учесть это и как-то поощрить Автора, включив его в Конкурс.

    Автора рассказа можно включить в лонг-лист конкурса по одной из двух категорий: «Проза» или «Дебют». Желательно, чтобы кто-то из зарегистрированных пользователей (авторов журналов или блогов, а также писем в редакцию) высказал мнение о номинации.
    __________________________
    Сделаю почин. Предлагаю А.Левковского, автора рассказа «Лили-Марлен», на конкурс в категорию «Дебют».

  4. Выдвигаю А.В.Лукьянова в номинации «Культура» за замечательные работы по переводу старой английской поэзии, «Аморетти» Э.Спенсера, и Робертa Геррикa: Из сборника «Геспериды».

  5. Выдвигаю работу С.Эйгенсона об истории Украины по категории «Наука». И делаю это без колебаний, потому что автор буквально открывает Новые Земли для людей, читающих только по-русски.

    1. Выдвигаю Григория Тумаркина по разделу «Словесность» за сатиру, юморески, эпиграммы нескольких лет.

    2. Soplemennik
      23 февраля 2018 at 13:33 (edit)
      Выдвигаю Григория Тумаркина по разделу «Словесность».

      Только сейчас заметил. А за какое произведение, опубликованное в одном из четырех изданий? Только за них можно выдвигать.

      1. Архивариус
        — 2018-06-23 11:17:17(751)

        Soplemennik
        23 февраля 2018 at 13:33 (edit)
        Выдвигаю Григория Тумаркина по разделу «Словесность».

        Только сейчас заметил. А за какое произведение, опубликованное в одном из четырех изданий? Только за них можно выдвигать.
        ====
        Уважаемый архивариус!
        Моё предложение уже было отклонено. Получается странная коллизия. Тумаркин пишет пародии, эпиграммы, просто короткие стихи. Куда, в какой раздел его «присобачить» я не знаю. Но точно знаю, что его соплеменника, И.Губермана, Вы допустили бы к конкурсу.

        1. Тумаркин пишет пародии, эпиграммы, просто короткие стихи. Куда, в какой раздел его «присобачить» я не знаю.

          Странно, этот комментарий написан аккурат под публикацией положения о конкурсе «Автор года 2018». Достаточно поднять глаза и прочитать, русским языком написано:

          За одно произведение автор может быть выдвинут только в одну номинацию. Произведение должно быть напечатано в 2018 году в одном из четырёх периодических изданий портала: «Заметки», «Старина», «Семь искусств» или «Мастерская».

          Какие могут быть вопросы, неужели в этой простой фразе что-то неясно? Выдвигается на-пе-ча-тан-ное в одном из журналов. Так записано в положении о конкурсе, условия проведения которого, прежде чем были утверждены редакцией, активно обсуждались читателями в конце прошлого года (115 комментариев в ветке дискуссии). Какие сейчас ещё могут быть вопросы? Вам не нравятся условия проведения конкурса этого года? ОК, агитируйте за новые правила, убеждайте общественность, старайтесь чтобы, когда в конце этого года будут утверждаться условия проведения конкурса «Автор года 2019», победила Ваша точка зрения и к участию допускались бы блоггеры нашего Портала, за произведения, опубликованные ими в их блогах в 2019 году (я правильно Вас понял?) или даже участники гостевой, за романы и поэмы, опубликованные в виде постингов гостевой. Если «глас народный» будет за такие правила, редакция обязательно прислушается. Но… это возможно только в будущем конкурсе, а пока действуют текущие правила и блоггеры с постингмахерами выдвигаться на конкурс, увы, не могут.

  6. Внес первых кандидатов в лонг-лист 2018:

    1) Анжелика Огарева (культура)
    2) Эдуард Шехтман (словесность)

    Новые предложения можете ставить в комментариях в блоге или мастерской, а также в Гостевой — с заголовком: КОНКУРС

    1. Алекс Б. — Предлагаю кандидатуру Ольги Балла (Гертман) на конкурс «Автор года 2018», по номинации – СЛОВЕСНОСТЬ за подборку “Дикоросль”.

  7. Может быть, лишь один из читателей Портала знает тамильский язык. Знающих английский язык здесь побольше, возможно 50%, иврит — 15-25%. итальянский — 5 человек. Идея моего предложения в том, чтобы признать, что объективно оценить качество перевода мы, как правило, не в состоянии. Вместе с тем, для нас могут быть важны некоторые переводы, не будь которых, мы бы могли упустить что-то важное. Поэтому предлагаю отмечать переводы и переводчиков как-то отдельно, вне конкурсных сертификатов и дипломов, но с благодарностью и почтением. Форму такой благодарности я пока затрудняюсь предложить.

  8. Собираю из гостевой замечания и предложения по конкурсу «Автор года 2018».

    Александр Бархавин

    Можно избежать ненужных споров, если категорию, которая до сих пор называлась «Проза», назвать «Художественная проза», или (если выделить переводы в отдельную категорию, как сделано в моих предложениях) «Авторская художественная проза».

    Сэм

    Я, наверное, что то не понимаю. А именно не понимаю. как на сайте под названием «Заметки по еврейской истории» не будет рубрики «Еврейская история».

    Дежурный по сайту (ремарка)

    Увы, но это так: на нашем сайте за все четырнадцать лет, что проводились конкурсы, номинации с названием «Еврейская история» ни разу, никогда не было. На странице «Конкурс» даны ссылки на итоги конкурсов, начиная с 2004-го года. Итоги конкурса 2017-го года появятся в ближайшем номере «Заметок». Конкурс 2018-го года проводится уже в 15-й раз — своего рода юбилей.

    Сергей Чевычелов — Сэму

    После 5-летнего пребывания на Портале я убедился, что НЕеврейской истории просто нет!

    Сильвия — Бархавину

    «Проза», включая переводы «независимо тематики и жанра» — ошибка. Перевод исторический/религиозный/политический и т.п. должен уйти в соответствующую рубрику: «Еврейская жизнь»… ой, а где она? Если можно без нее, то куда пойдут тексты/переводы/комментарии на религиозные темы? А в «Прозе» пусть остается переводы художественной прозы.

    Только сейчас заметила, что список «не полон».

    Публицистика (всех направлений)?
    История (+география)?
    Наука?
    а где у Вас раздел «Культура»?

    «Юмор и сатира» — это мило, но тогда ни Жванецкий, ни Аверченко, ни Салтыков-Щедрин и т.п. не имеют право обзываться прозаиками, как и сброшенные с пьедестала Ильф и Петров — юмористы там, панимаш, всякие….

    «Разное» — моим врагам! Пусть они ломают голову, что стоит под этим. А уж для будущих споров и раздоров — поле немеряное.

    (Поучительно) Нельзя, Александр, оставлять неопределенность на суд общественности, которая всякая разная по себе и вся со своими разными критериями и принципами.

    В принципе, расклад Марка Зайцева по мне наиболее оптимальный, а с Вашими уточнениями становится наиболее приемлимым. «Я так думаю!»

    Борис Дынин

    Самой ценным для меня дипломом был «Вне категорий» (2009). Такая категория появилась только раз. Хорошо бы, ИМХО, восстановить ее с условием, что в тот или иной год, она может быть и не присуждена никому. Например, за 2017 год я присудил бы ее Льву Мадорскому. Ни одно его эссе как бы не тянет на диплом по существующей классификации, но они возбуждали дискуссии и оживили общение на Портале в 2017, причем на интеллигентном уровне. Надо ценить.

    Дежурный по сайту (ремарка)

    Кстати, дамы и господа! Вы можете смело выдвигать номинантов в лонг-лист конкурса 2018. Пока по старым правилам и в старые номинации. Все, кто будет включен в лонг-лист до утверждения новых номинаций и уточнения правил, удалены из лонг-листа точно не будут. Уже вышел первый номер «Семи искусств», ежедневно публикуются статьи в Мастерской. Наверняка, есть сильные, понравившиеся вам работы. Не забывайте, автор любой публикации в четырёх изданиях Портала, вышедшей в интервале с 1-го января по 31-е декабря с.г. может быть выдвинут на конкурс «Автор года 2018».

  9. Александр Бархавин прислал в редакцию предложение по организации Конкурса-2018 — не только с новой рубрикацией, но и со значительными изменениями правил определения победителей.

    Предложения по правилам и рубрикации Конкурса

    А. Процесс определения победителей

    Нынешний процесс определения победителей имеет существенный недостаток: различное число номинантов в категориях приводит к тому, что в разных категориях может резко отличаться уровень конкуренции. В прошлом году, например, в категории Проза победитель определялся из 16 участников, в категории Мир науки — из шести (до того как в последний момент были изменены правила, из пяти). Предлагаемая система существенно снижает негативный эффект различия числа номинантов в категориях, не накладывая дополнительных ограничений на номинации.

    Предлагаются следующие правила:

    1. Количество победителей в каждой категории номинации не является фиксированным, а зависит от числа работ/авторов, номинированных в данной категории.
      Например, в категории где номинировано от 3 до 5 работ будет один победитель (если менее 3 — победитель не определяется)
      От 6 до 10 — два;
      От 11 до 15 — три и т.д.
      Это условный пример; конкретные значения порога добавления (в данном примере — 5) победителя могут меняться в зависимости от поставленной цели.
    2. Победители не делятся на 1-2-3 места, а все получают одинаковые звания победителей, одинаковые дипломы и их имена помещаются на страницу победителей.
      На странице победителей портала за прошлые годы все равно указаны только авторы, занявшие первые места в своих категориях, без указания категорий
    3. Каждый член жюри в каждой категории имеет число голосов, равное количеству победителей в этой категории, и присваивает по одному голосу тем, кого он считает победителями. Член жюри может называть меньшее число победителей; переносить голоса между категориями нельзя.
    4. Если подсчет голосов жюри в категории дает количество победителей превышающее отведенное (например, в категории где должны быть определены два победителя — у троих номинантов одинаковое число голосов), на усмотрение редакции победителями становятся ЛИБО а)все набравшие одинаковое число голосов; ЛИБО б)проводится дополнительное голосование; ЛИБО в)по жребию.
    5. В категории Почетный диплом (и, возможно, Дебют года) определяется один победитель; каждый член жюри имеет один голос.
      Возможно, категорию Дебют года следует уравнять с другими и сделать число победителей в ней зависимым от числа номинантов.
    6. Авторы могут быть номинированы в более чем одной категории, но одни и те же работы не могут фигурировать в разных категориях (исключение — Дебют года).
      Это как в соревнованиях, скажем, по легкой атлетике — можно завоевать медали и в стометровке, и в двухсотметровке, но каждую дистанцию нужно бежать отдельно.

    Б. Категории номинации.

    Предложенная выше система определения победителей выравнивает уровень конкуренции в категориях разного размера. Это дает возможность определять категории в основном не по темам, а по жанру, что снимает необходимость делать выбор между трудно сравнимыми произведениями, попавшими в одну категорию (например, художественную повесть Шехтмана с переводами Онтарио, воспоминаниями Гиль и историческими работами Давидовича, Юдовича и Тененбаума).

    Я предлагаю для обсуждения следующие категории:

    1. Авторская художественная проза
    2. Переводы (проза), независимо от тематики и жанра
      В этой категории основное внимание судей может быть сосредоточено именно на качестве перевода, по возможности отвлекаясь от содержания, за которое награждать переводчика не совсем логично — хотя выбор интересной работы можно отнести к заслугам переводчика и учесть при судействе.
    3. Поэзия (как авторская, так и переводы)
      Возможно, покажется спорным, но как по мне, хороший поэтический перевод в большей степени поэзия, чем перевод.
    4. Мемуары, воспоминания, автобиографии
      Все описания событий, в которых автор сам принимал участие или непосредственно наблюдал
    5. Юмор и сатира (?)
      Видимо, стоит выделить в отдельную категорию. Умение рассмешить и умение о чем-то толково и или увлекательно рассказать — далеко не одно и то же.
    6. Разное (Все остальное, Весь мир)
      Да, здесь будут разные по тематике работы — но ведь и сейчас жюри приходится делать трудный выбор между столь разными по тематике моей статьей о тарифах и историей публикаций стихотворения «Мой товарищ, в смертельной агонии», между описанием словаря Штейнберга и весьма далекими от филологии мемуарными работами Порудоминского и Щербакова. Тогда как в новом варианте в этой категории заведомо будет много работ, а значит не один победитель. Если нравятся работы двух разных тематик — можно отдать голоса обеим, в победители могут попасть обе одновременно.
    7. Дебют года
    8. Почётный диплом

    Можно добавлять тематические категории, но следует учесть, что между ними бывает трудно провести грань, и чем больше категорий, тем меньше будет отведено победителей каждой.

    В. Ориентировочная оценка соотношения количества победителей с количеством участников

    В восьми категориях Конкурса-2017 (без Дебюта и Диплома) участвовало (за вычетом повторных) 65 номинантов, что дает примерно одного победителя на 8 конкурентов. Если мы хотим иметь примерно тот же уровень конкуренции, количество победителей в категориях определяется следующим образом:

    От 5 до 8 номинантов — 1 победитель (4 и менее — победитель не определяется);

    От 9 до 16 номинантов — 2 победителя;

    От 17 до 24 номинантов — 3 победителя;

    От 25 до 32 номинантов — 4 победителя.

    Если в какой-то категории менее 5 номинантов, можно а)перенести их в номинацию следующего года; б)распределить между другими категориями (скажем, если в этом году будет не до смеха, юмор и сатиру можно распределить между поэзией и авторской художественной прозой; в)редакция может добавить номинантов по своему усмотрению.

  10. Там где «Межрелигиозный диалог» (его у нас по сути нет и быть не может), надо, может быть, дать слово грамотным агностикам.

  11. По этому списку у меня есть несколько замечаний. (Переношу их из Гостевой)

    Сначала – о жанрах. Эссе это конечно никакая не проза. Оно ближе к журналистике, потому что говорит о насущных и актуальных явлениях действительности, но очень индивидуализированно, через личные чувства и восприятие пишущего. Когда-то советских журналистов учили избегать местоимения «я». А в эссе личное «я» приветствуется. Конечно, не в смысле, что нужно «якать», но эссеист может привлечь личные воспоминания, переживания и т.д.

    Сейчас многие авторы, имеющие свои постоянные колонки, предпочитают называть себя эссеистами, потому что в постоянной колонке журналист переходит на личный, доверительный тон, чувствует себя ближе со своей аудиторией.
    Я бы сделала через запятую «Публицистика, эссеистика».

    Я где- то видела, что на Портале есть рубрика «Свое мнение». В какой раздел она входит? Если она войдет равноправным членом в перечень, авторы будут МЕНЬШЕ бояться в ней участвовать,

    Публицистику, на мой взгляд, нельзя ограничивать политикой, надо обязательно расширить. .Сейчас некоторые газеты, русскоязычные, пишут только о политике, как какие-то политические агентства. Это ужасно.

    Потом – “разное”. Представляете -лауреат по разделу «разное». Как-то не очень…

  12. Переношу из Гостевой замечания и предложения Марка Зайцева:

    Дмитрий Гаранин предложил в этом году использовать новую систему номинаций. Пара замечаний к этому предложению.

    1. «Политика» ничем не лучше «Публицистики».
    2. Религия в «Гуманитарные штудии» влезает с трудом. А вот почему «экономика» выделена из «Гуманитарных штудий», непонятно.
    3. «Эссе» — это нормальная «Проза», почему они попали в «Литературу» («Литературную критику»), непонятно.
    4. «Юмор и сатира» тоже выделены неестественно. «Золотого теленка» будем как прозу рассматривать или юмор и сатира?
    5. «Разное» — это слишком неопределенно.

    Поэтому я бы оставил только такие рубрики:

    *****************************
    Поэзия
    Проза
    Еврейский мир (традиция, религия, Израиль)
    Мир науки (естественные науки плюс философия)
    Гуманитарные штудии (включая экономику, педагогику, географию, психологию)
    История (не включая мемуары)
    Живая история (воспоминания)
    Публицистика (политика)
    Культура (музыка, театр, опера, балет, живопись, кино, критика)
    Дебют года
    Почётный диплом
    ******************************

  13. Ответные предложения Александра Биргера (только суть, без шуток/прибауток):

    Предложение Д.Г. о 14-ти номинациях поддерживаю. Не согласен с тем, что “Культура” и “Публицистика” не нужны. Полагаю, эти две рубрики отменять не следует… “Культура” и “Публицистика” — imho — необходимы. Рубрику “Разное”, имеющуя несколько расплывчатое казённое название, можно и отменить. А рубрику “Юмор” можно добавить. Итого: 14 + 2 — 1 + 1 = 16 рубрик, легко запоминающаяся цифра.

    1. Дежурный по сайту
      Александр Бархавин прислал в редакцию предложение по организации Конкурса-2018 —
      __________________________________________
      Архивариусу, Дежурному по сайту, Порталу.
      Это — не попытка отшутиться, не до шуток, уважаемый Дежурный. Дело вполне серьёзное.
      :::::::::::::::::::::::::::::::::::
      Сергей Чевычелов — Сэму
      После 5-летнего пребывания на Портале я убедился, что НЕеврейской истории просто нет!
      :::::::::::::
      AБ– СЧ : Ровно наоборот — после 5-летнего (+) пребывания убедился, что
      Еврейской истории в Портале, за редким исключением, не много. Больше мифотворчества и нехудожественной самодеятельности.
      За редкими и очевидными (сужу по откликам ) работами знатоков.
      Обнаруживается тенденция к увеличению количества энтузиастов и к уменьшению количества знатоков , по всей вероятности —
      а) уставших от нелепых комментов;
      б) или — от недостатка оных
      в) обилия работ энтузиастов.
      :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
      Борис Дынин
      Самой ценным для меня дипломом был «Вне категорий» (2009). Такая категория появилась только раз.
      Хорошо бы, ИМХО, восстановить… Ни одно его (ЛМ) эссе как бы не тянет на диплом по существующей классификации, но они возбуждали дискуссии и оживили общение на Портале в 2017,
      причем на интеллигентном уровне. Надо ценить.
      ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
      Встречное предложение: восстановить и добавить не одного, а 3-х –
      4-х дипломантов. К кандидатуре Льва М. (2017 – 18 гг ? ) – добавить Асю К., Соню Т. и Анжелику Огарёву.
      Их эссе “как бы не тянут на диплом, но они возбуждали дискуссии и оживили общение” в Мастерской и Гостевой.
      ——————
      Ася Крамер
      Там где «Межрелигиозный диалог» (его у нас по сути нет и быть не может),
      надо, может быть, дать слово грамотным агностикам.
      :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
      С этим, тысяча извинений, никак не согласен .
      ВЕРА (каждая) должна быть отделена от неверия.

  14. Уважаемый Дмитрил Гаранин написал в своём блоге предложения по рубрикации Конкурса 2018. Спасибо, но лучше обсуждать конкурс под страничкой конкурса, а не в частных блогах. Посему, переношу эти предложения сюда.

    Дмитрий Гаранин: Рубрикация Конкурса 2018

    *****************************
    Поэзия
    Проза
    Еврейский мир
    Мир естественных наук (или Природа и мысль)
    Гуманитарные штудии (+ религия)
    История и экономика
    Живая история (воспоминания)
    Политика
    Литература (обзоры, критика, эссе)
    Музыка, театр, опера, балет, живопись, кино
    Юмор и сатира
    Разное
    Дебют года
    Почётный диплом
    ********************

    Всего 14 номинаций вместо десяти. Культура и Публицистика не нужны, поскольку охватываются перечисленными рубриками. Рубрика Разное для неформатных вещей, не подходящих под остальные рубрики.

  15. Завершено выдвижение номинантов в лонг-лист конкурса «Автор года 2017». Зато стало возможным выдвижение на конкурс «Автор года 2018». Пока по прошлогодним номинациям. Окончательно список номинаций и правила конкурса 2018 будут уточнены в ходе обсуждения, которое продлится до конца января, пока идёт голосование. Приглашаем уважаемых читателей делать свои предложения и выдвигать номинантов. Если номинации и/или правила изменятся, то выдвинутые в этот переходной период (в январе) кандидаты будут переноминированы, но из лонг-листа точно не пропадут.

Обсуждение закрыто.