Юмор по-русски — 2 

Юмор по-русски — 2 

Продолжение

Вторая рассматриваемая нами «классическая» книга – повесть  Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Все говорят, что эта книга автобиографическая, а в ее двух героях усматривают известного артиста Ролана Быкова – отчима Павла Санаева и его жену Елену. Книга описывает невеселую жизнь девятилетнего мальчика Саши у бабушки, отнявшей внука у матери, не допускающей ее к воспитанию собственного ребенка, ограничивающей даже посещение матерью своего ребенка. Бабушка прожила тяжелую жизнь, потеряла здоровье и теперь в своем внуке видит единственное оправдание своему пребыванию на этом свете. Как всегда такая любовь требовательна и эгоистична, требует полного подчинения от любимого существа. Бабушка ограничена в средствах, но идет на любые жертвы ради счастья своего внука, как она его понимает, который (внук) к тому же болен. Для воспитания внука бабушка не жалеет ничего, однако, в силу необразованности, потери собственного здоровья и отсутствия общей культуры становится сквернословящим деспотом по отношению к внуку, своему мужу и к своей дочери, матери главного героя. Книга написана от лица мальчика, ребенка с плохим здоровьем, но метким взглядом, позволяющим ему относительно удачно лавировать между требованиями деспотичной бабушки и любимой им и любящей его мамой. Меткость взгляда мальчика представлена прямой и косвенной речью, показывающей незамутненность и некоторую отстраненность его сознания – свидетельство общего оптимистического настроя и  юмористического отношения ко всем нелегким жизненным перипетиям. Язык повести очень легкий, что благоприятствует читателю относительно безболезненно преодолеть описание иногда просто ужасных жизненных обстоятельств и событий. Некоторые критики усматривают в повести Санаева жесткую критику советского общества, часто калечившего жизни людей. Я не усмотрел в повести критику «советскости». В таких условиях могли жить люди в любой точке земного шара. Повесть может служить осуждением определенных человеческих характеров – жестоких, деспотических, причиняющих любящим людям несчастье, но часто и закаляющих этих людей, выживаюших, несмотря ни на что, увидевших через это самых разных представителей «хомо сапиенс», с каждым из которых нормальный человек должен наладить отношения соседства и сотрудничества. Я пишу эти слова еще не дочитав продолжения повести под названием «Хроники Раздолбая». Возможно, что это продолжение развеет мой оптимизм в отношении будущего Саши, однако, здесь я снова вспоминаю о возможной автобиографичности книги. Однажды Хемингуэй на вопрос интервьюера о том, какое важное условие, чтобы писатель стал успешным, ответил: «Несчастливое детство». Если согласиться с идеей об автобиографичности повести, то можно сказать и о подтверждении слов Хемингуэя на примере Павла Санаева. Повесть Санаева безусловно удалась, благодаря ей писатель из начинающих сразу перешел в разряд классиков.

Продолжение следует

Добавить комментарий