Юмор по-русски — 1

Юмор по-русски — 1

         В поле нашего внимания оказались четыре книги. Две из них стали классикой, а две другие – пока нет. Но дело не в этом. Все четыре относятся к одному жанру, о котором в советское время было сказано, хотя и в большинстве случаев не к месту: «Нам нужны Гоголи и Салтыковы-Щедрины!».

Первая книга – признанная классика, это «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова. О сюжете этой книги нет смысла говорить, он общеизвестен. Расскажу немного об истории создания и напечатания. Роман начал печататься в январе 1928 года в ежемесячном журнале «30 дней», когда его главным редактором был известный поэт Владимир Нарбут. В «Алмазном венце» Катаева он выведен под именем «Колченогий» из-за известных дефектов внешности, что не мешало ему, а быть может, даже помогало, иметь очень большой успех у женщин. Владимир Нарбут был в некотором смысле патроном молодых писателей, но начав печатать остросатирический роман, он вовсе не руководствовался приятельскими отношениями, а выполнял социальный заказ по разворачивавшейся тогда борьбе с левым уклоном в партии и его персонифицированным носителем Львом Троцким. Борьба с Троцким толкала Сталина и Бухарина к защите детища Ленина – нэпа как гаранта стабильности экономической обстановки в стране. Так в романе появился псевдозаговор псевдомонархистов, целью описания которого было осмеяние «заговорщиков» и показ стабильности жизни в тогдашней Советской России. Ради такого осмеяния нашим писателям разрешалось идти на многое, в том числе на вышучивание пропагандистских левых клише авторитетных левых писателей и режиссеров того времени (Маяковского, Меерхольда, …).  Политический заказ Ильфу и Петрову был настолько важным, что Нарбут, не дожидаясь даже окончания печати романа в «30 днях», поставил выход книги отдельным изданием в издательстве «Земля и фабрика». Однако, обстановка в стране менялась быстрее, чем процесс печатания романа. К моменту окончания печатания романа в журнале, и тем более к моменту выхода романа отдельным изданием с Троцким и левым уклоном в стране и партии было покончено.  Наступили новые времена и обозначились новые уклонисты, теперь уже правые во главе с Бухариным.  Такие шатания порождали полную дезорганизацию в стане критиков и рецензентов. Они  боялись писать о чем-нибудь серьезно, устали подстраиваться под изменчивую политическую обстановку в стране и попросту замолчали. Почти первая рецензия на книгу появилась через год после начала печатания книги в «30 днях». Ее автор, поэт Осип Мандельштам напечатал в газете «Вечерний Киев» 29 января 1929 года обзорную статью под названием «Веер герцогини», в которой он, в частности, прошелся по трусливым рецензентам, почти год замалчивавшим талантливый роман: «Совсем позорный и комический пример «незамечания» значительной книги. Широчайшие слои сейчас буквально захлебываются книгой молодых авторов Ильфа и Петрова, называемой «Двенадцать стульев». Единственным откликом на этот брызжущий веселой злобой и молодостью, на этот дышащий требовательной любовью к советской стране памфлет было несколько слов, сказанных т. Бухариным на съезде профсоюзов. Бухарину книга Ильфа и Петрова для чего-то понадобилась, а рецензентам пока не нужна. Доберутся, конечно, и до нее и отбреют, как следует». Положение Бухарина к этому времени уже стало неопределенным, и рецензенты по-прежнему не спешили откликнуться.  К счастью для авторов вскоре им стал покровительствовать Михаил Кольцов, постоянный автор «Правды» и один из соредакторов нового еженедельного сатирического журнала «Чудак». Кольцов пригласил и Ильфа, и Петрова в штат нового журнала, а их роман стал интерпретироваться теперь как  антиправый, антибухаринский и антинэповский. В 1936 году в серии «Библиотека «Огонька» вышел сокращенный вариант романа «Двенадцать стульев». Журнал «Чудак» решил поддержать своих сотрудников, напечатав весьма хвалебную рецензию на это издание романа: «Это — лучшие главы из недавно вышедшего романа, имеющего выдающийся успех и уже переведенного на несколько иностранных языков. Как в советской, так и в иностранной критике роман И. Ильфа и Е. Петрова признан лучшим юмористическим произведением, изданным в СССР. Действительно «Двенадцать стульев» изобилуют таким количеством остроумных положений, так ярко разработан сюжет, так полно и точно очерчены типы, что успех романа следует считать вполне заслуженным. Книжка, изданная в «Библиотеке «Огонек», дает читателям полное представление о талантливом произведении молодых авторов». Далее последовало забвение романа, прерванное в 1955 году совместным  изданием «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» с предисловием Константина Симонова, и с этого времени роман стал признанной классикой жанра и источником цитат для людей, считавших себя интеллигентами.

Продолжение следует

Добавить комментарий