В отличие от Сантерии, важнейшую роль в Пало-Монте занимают практики, которые считаются магией и колдовством. Само слово Palo означает «палка» и связано с использованием кусков дерева для колдовских обрядов. Инициированные последователи культа называются «палерос» (Paleros) или «Майомберос» (Mayomberos).
Несмотря на близость, между Пало и Сантерией / Ифа есть множество различий. Ориши в Сантерии и Ифа – антропоморфные персонажи. У каждого ориши есть свой костюм, свои цвета, свой танец. С ними связана развитая мифология, отчасти похожая на древне-греческую. Сантерос или бабалаос обрашаются к оришам с просьбами. Ориши пребывают в контакте с первозданными силами природы и с предками-эгунами, и сами решают, удовлетворить ли просьбу веруюшего.
В отличиен от ориш, соответствующие им мпунгу в Пало являются скорее силами природы. Палеро, обращаясь к Нкиси своего котла нгангу, использует мпунгу для своих целей, прибегая для этого к помоши предков или духов умерших. В результате обряды Пало ближе к колдовству, чем к почитанию ориш в сантерии и Ифа, далеко превосходя колдовские обряды, например, сказок о Гарри Поттере.
Поскольку обряды Пало можно использовать как для исцеления, так и для нанесения порчи или вреда врагам, в Пало традиционно различали два подхода, связанных с белой и черной магией – «христианское» (Mayombe Cristiano) и «еврейское» или «некрещеное» Майомбе (“Mayombe judio”). Различие состоит, например, в том, что «крещеный» ритуальный котел-нганга содержит ритуальные предметы, включая человеческие кости, вместе со святой водой а иногда и распятием, в отличие от некрещеного.
Как и Сантерия, Пало-Монте претерпело католическое влияние, поэтому некоторые палеро, вслед за испанскими католиками, полагали, что все некрещеное не принадлежит к светлым силам. Святая вода выгоняет злых духов, а черная («еврейская») магия, напротив, их использует. «Христианские» обряды имеют дело с божественными силами, связанными с верховным божеством Самбия. Некрещеные “Paleros judios” работают с “Kadiampembe”, как назвают злых духов или демонов.
Почему черная магия называется “еврейской”? Дело, конечно, во влиянии испанского католицизма, который в средние века весьма предвзято относился к иудаизму (напомним, что евреи были полностью изгнаны из Испании в 1492 году). Католическая церковь стремилась крестить темнокожих детей. Те из рабов, кто по каким-либо причинам не крестился, подвергались насмешкам, про них говорили, что они “крещены ромом под музыку барабанов”. Дети, умиравшие в младенчестве некрещеными, для церкви приравнивались к «евреям». Их хоронили за пределами католического кладбища.
Может показаться, что использование термина «еврейский» является продолжением средневековых традиций испанского антисемитизма, когда евреи противопоставлялись католичеству и ассоциировались со всевозможными пороками и злыми силами. Однако дело может быть несколько сложнее. Исследователи отмечают, что противопоставляя себя католикам-испанцам, практикующие магию африканцы могли ассоциироваться с их врагами, то есть евреями. Поэтому термин «еврейский» в данном случае не имеет отрицательной окраски. Антрополог Джудит Беттелхайм отмечает, что во время пасхальной недели на Гаити, когда проводятся фестивали музыки рара, евреи не только демонизируются, но и почитаются как якобы древние создатели жанра рара. По ее мнению, таким образом исполнители рара противопоставляют себя католическому эстеблишменту. Аналогично во время фестивалей Semana Santa (пасхальной недели) в Нью-Мексико, индейцы идентифицируются с евреями как “воинами, которые боролись с испанцами”, то есть угнетателями коренного населения.
Поскольку обряды Пало можно использовать как для исцеления, так и для нанесения порчи или вреда врагам, в Пало традиционно различали два подхода, связанных с белой и черной магией – «христианское» (Mayombe Cristiano) и «еврейское» “Mayombe judio).
Может показаться, что использование термина «еврейский» является продолжением средневековых традиций испанского антисемитизма, когда евреи противопоставлялись католичеству и ассоциировались со всевозможными пороками и злыми силами. Однако дело может быть несколько сложнее. Исследователи отмечают, что противопоставляя себя католикам-испанцам, практикующие магию африканцы могли ассоциироваться с их врагами, то есть евреями. Поэтому термин «еврейский» в данном случае не имеет отрицательной окраски. Антрополог Джудит Беттелхайм отмечает, что во время пасхальной недели на Гаити, когда проводятся фестивали музыки рара, евреи не только демонизируются, но и почитаются как якобы древние создатели жанра рара. По ее мнению, таким образом исполнители рара противопоставляют себя католическому эстеблишменту. Аналогично во время фестивалей Semana Santa (пасхальной недели) в Нью-Мексико, индейцы идентифицируются с евреями как “воинами, которые боролись с испанцами”, то есть угнетателями коренного населения.