Духовность это не церкви и синагоги хотя они и нужны

Когда речь заходит о духовности, многие бояться такого разговора, поскольку духовность у этих многих ассоциируется с местами богослужения или религиозными ритуалами. Особенно это относится к тем, для кого русская культура явилась заменой духовности, и особенно это относится к русскоязычным евреям, для которых слово духовность исторически ассоциируется с погромами и антисемитизмом, исходящими или из русской православной церкви, или из кругов с ней сотрудничавших.

Но настоящая духовность это что-то совершенно другое – это не церкви и синагоги, хотя они и нужны. Настоящая духовность – это нравственность, мораль, этические нормы поведения; это все то, что находится в душе человека и ведет его по пути созидания Добра и борьбы со Злом. Главное здесь в критериях Добра и Зла и кто их произвел на свет.

Так вот, для иудеев и христиан критерии Добра и Зла исходят из Десяти Заповедей и Торы с дальнейшей привязкой этих критериев к конкретным условиям жизни разных народов – для иудеев в Талмуде, а для христиан в Новом Завете. Главное в этих критериях это то, что они пришли к нам «сверху» от какой-то Всевышней силы над нами, что они созданы не нами земными. Если это так, и критерии Добра и Зла пришли к нам «сверху» от какой-то Всевышней силы, мы их изменить не можем. Если же они пришли к нам от «нас», то есть от наших земных диктаторов-руководителей, мы их можем изменить, использовав измененные критерии для захвата и укрепления своей диктаторской власти. Именно поэтому все диктаторы начинают свою борьбу за власть с борьбы с религией («опиумом для народа», по известному выражению Ленина).

Критерии Добра и Зла приходят к нам «сверху» как говорят «с молоком матери» (через гены? через копирование действий родителей, семьи, общины?). И здесь уже церкви и синагоги могут помочь духовном образовании. И вот здесь, к сожалению, церкви и синагоги не всегда на высоте. Часто духовное обучение там заменяется ритуальным обучением (молитвы, обряды, одежда, пища и т.п.), а религиозные организации используются как для укрепления официальной политической власти, как в случае русской православной церкви, так и для укрепления своей собственной политической власти, как в случае католической церкви.

Таким образом, настоящая духовность это не церкви и синагоги, хотя они могли бы серьезно помочь возрождению настоящей иудейско-христианской духовности. И настоящая религия – это не молитвы и обряды/ритуалы, а настоящая духовность, приходящая к нам от какой-то власти над нами, называемой Всевышним/Богам.