Владимир (Зеев) Гоммерштадт М.М. Литвинов

Максим Максимович Литвинов, урожденный Меир Ханох Валлах-Финкельштейн; 17 июля 1876 — 31 декабря 1951, был российским революционером и видным советским политиком. Родился в семье еврейского торговца. Учился в хедере, а затем в реальном училище. Закончив в 1893 году учёбу в Белостокском реальном училище, поступил вольноопределяющимся в армию, отслужив пять лет в Баку в составе 17-го Кавказского пехотного полка.
После демобилизации в 1898 году работал бухгалтером в Клинцах, затем управляющим на сахарном заводе в Киеве. В 1898 году Литвинов стал членом РСДРП; в 1900 году — член Киевского комитета РСДРП.
Убежденный сторонник дипломатических соглашений, ведущих к разоружению, Литвинов оказал влияние на то, что Советский Союз стал участником Пакта Келлогг – Бриан 1928 год, и в 1929 году был ответственным за принятие так называемого Протокола Литвинова, многостороннего соглашения, по которому пакт вступил в силу между Советским Союзом и рядом соседних государств. В 1930 году Литвинов был назначен наркомом иностранных дел, высшим дипломатическим постом в Советском государстве.
В течение последующего десятилетия Литвинов выступал в качестве лидера официальной советской политики коллективной безопасности с западными державами против нацистской Германии.
В 1933 году Литвинов сыграл важную роль в получении официального дипломатического признания Советского правительства Соединенными Штатами. Президент США Франклин Рузвельт отправил комика Харпо Маркса в Советский Союз в качестве посла доброй воли. Литвинов и Маркс подружились и даже вместе выступали на сцене. Литвинов также активно способствовал принятию Советского Союза в Лигу Наций, где он представлял свою страну с 1934 по 1938 год.
В 1935 году Литвинов заключил договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией с целью сдерживания агрессии нацистской Германии. В статье «История Лиги Наций» 1952, Ф. П. Уолтерс выразил «удивленное восхищение», высоко оценив дальновидный анализ Литвинова.
После Мюнхенского соглашения немецкие СМИ высмеивали Литвинова за его еврейское происхождения, называя его «Финкельштейн-Литвинов». Политика умиротворения Гитлера западными демократиями заставила Советский Союз переориентировать свою внешнюю политику на сближение с Германией. 3 мая 1939 года Сталин заменил Литвинова, который был тесно связан с антинемецкой позицией, на Вячеслава Молотова. Сталин сказал: «Советское правительство намерено улучшить свои отношения с Гитлером и, если возможно, подписать пакт с нацистской Германией. Литвинов, как еврей и явный противник такой политики, стоял на пути». Литвинов спорил и стучал по столу. Сталин, наконец, отсосал трубку и сказал: «Хватит». Затем, сунув бумагу Литвинову, Сталин сказал: «Распишитесь». Это было заявление Литвинова об отставке, которое он подписал. В ночь увольнения Литвинова войска НКВД окружили здание Наркомата иностранных дел. Телефон на даче Литвинова был отключен, и на следующее утро Молотов, Георгий Маленков и Лаврентий Берия прибыли в комиссариат, чтобы сообщить Литвинову о его увольнении. После увольнения Литвинова многие из его помощников были арестованы и избиты, очевидно, при попытке добыть компрометирующую информацию. Wikipedia
Замена Литвинова Молотовым значительно расширила свободу маневра Сталина во внешней политике. Увольнение Литвинова, еврейское происхождение которого было негативно оценено нацистской Германией, устранило препятствие на пути переговоров с Германией. Сталин немедленно приказал Молотову «очистить министерство от евреев». Молотов прокомментировал: Евреи составляли абсолютное большинство в руководстве и среди послов.
Назначение Молотова стало сигналом для Германии о том, что СССР открыт для предложений. Увольнение также сигнализировало Франции и Великобритании о существовании варианта переговоров с Германией. Один британский чиновник написал, что исчезновение Литвинова означало также потерю замечательного техника или амортизатора, в то время как «modus operandi» Молотова был «более истинно большевистским, чем дипломатическим или космополитическим».
Что касается подписания германо-советского пакта о ненападении с секретными протоколами о разделе Восточной Европы три месяца спустя, Гитлер заметил, что «замена Литвинова была решающей». Немецкий чиновник сказал советскому послу, Гитлер доволен, Молотов, заменивший Литвинова, не был евреем. Гитлер также написал Муссолини, отставка Литвинова продемонстрировала готовность Кремля изменить отношения с Берлином, это привело к пакту о ненападении. С уходом в 1939 году с поста наркома Литвинов прекратил активную политическую деятельность. В феврале 1941 года на XVIII партконференции он выведен из состава ЦК. Возвращён к работе с началом Великой Отечественной войны. На беседе у Сталина с Гопкинсом 31 июля Литвинов присутствовал в качестве переводчика.
Пакт Риббентроп-Молотов явился полной неожиданностью для Японии: Япония прекратила военные действия против СССР, Халхин-Гол; военные разведки Германии и Японии прекратили сотрудничество. 13 апреля 1941г. был подписан договор о ненападении между Японией и СССР. Нельзя оправдать доверие Сталина Гитлеру, преступное бездействие 22.06.1941, когда германские войска вторглись в Советский Союз.
Как и Черчилль, Литвинов опасался Мюнхенского соглашения. После вторжения нацистов на Советский Союз 22 июня 1941 года Литвинов сказал в радиопередаче на Великобританию и Соединенные Штаты: «Мы всегда осознавали опасность, которую для нас может представлять победа Гитлера на Западе».
В 1941—1946 годах Литвинов заместитель наркома иностранных дел СССР, одновременно в 1941—1943 годах посол СССР в США. Известно, что перед отъездом из США Литвинов нанёс визит вице-госсекретарю США Самнеру Уэллесу (Sumner Welles). Он критиковал Сталина за непонимание Запада, советскую систему за негибкость, и особенно своего преемника на должности наркома иностранных дел Вячеслава Молотова.
После Сталинграда Сталин вновь начал менять руководство, евреев это касалось в первую очередь. Посол СССР в Лондоне Майский (Ян Ляховецкий) также был отозван в Москву. Встреча Майского с Вейсманом состоялась в сентябре 1943 года. На ней советский посол перевел разговор в практическую плоскость, которую в первой их встрече лишь затронул. Его интересовало, действительно ли Палестина может вместить большое количество европейских евреев. Во время войны самый короткий путь из Лондона пролегал через Ближний Восток, Майский встретился с Бен-Гурионом. Именно в это время, в сентябре 1943-го, при Наркоминделе начала работу созданная решением Политбюро правительственная Комиссия по вопросам мирных переговоров и послевоенного устройства. Для руководства ею был отозван в Москву посол в США Максим Литвинов.
После возвращения в Советский Союз Литвинов и Майский — заместители министра иностранных дел Молотова. Литвинов был уволен со своего поста после интервью, данного Ричарду К. Хоттелету 18 июня 1946 года, в котором он выразил неизбежность войны между Западом и Советским Союзом.
После войны у Сталина возникла проблема с Еврейским Антифашистским комитетом (ЕАК). Комитет свою задачу успешно выполнил во время войны, Комитет представил на Нюрнбергский процесс материалы по уничтожению Германией еврейского населения на территории СССР и Польши. После этого ЕАК был распущен, а его руководители, ратовавшие за создание еврейской автономии в Крыму, приговорены к различным срокам тюремного заключения. Михоэлс оставался на свободе. Незадолго до своей смерти он в полной мере ощущал травлю и нагнетание атмосферы вокруг себя. Роль короля Лира ему пришлось сыграть не только на сцене, но и в жизни. 13 января 1948 года Михоэлс во время гастролей в Минске вместе с театральным критиком Голубевым-Потаповым был убит агентами МГБ, по приказу Сталина. Михоэлс имел широкие связи с евреями Америки, JOINT возобновил программу еврейской автономии в Крыму. Всё это никак не соответствовало неограниченному самодержавию Сталина.
У Сталина была причина расправиться с Литвиновым. В годы после войны, когда Литвинов был уже фактически отстранён от дел и жил на даче, его часто навещали высокопоставленные американцы, приезжавшие тогда в Москву и не упускавшие случая посетить его. Они беседовали на всякие, в том числе и  политические, темы. В одной из таких бесед американцы жаловались, что советское правительство занимает неуступчивую позицию, что американцам трудно иметь дело со Сталиным из-за его упорства. Литвинов на это сказал, что американцам не следует отчаиваться, что неуступчивость эта имеет пределы и что если американцы проявят достаточную твёрдость и окажут соответствующий нажим, то советские руководители пойдут на уступки.
В своих воспоминаниях Хрущёв написал: таким же образом хотели организовать убийство Литвинова. Когда подняли ряд документов после смерти Сталина и допросили работников МГБ, то выяснилось, что Литвинова должны были убить по дороге из Москвы на дачу. В конце 1951 года Литвинов перенёс очередной инфаркт и скончался 31 декабря. Началось гонение на евреев и процесс врачей. Сталин по-своему решал Еврейский вопрос: устранение еврейского руководства в СССР, но создание государства Израиль.

Добавить комментарий