Юдофобское письмо будущего руководителя Центрального телевидения СССР Валентины Шароевой (публикация Константина Богуславского)

Loading

6 октября 2021 года в Тюмени умер дирижер и скрипач Антон Шароев.
В 1950 году его мать, Валентина Шароева, будущий руководитель Центрального телевидения СССР, написала отвратительное по смыслу и по содержанию письмо в ЦК ВЛКСМ настучав про «засилие евреев-скрипачей», Ойстрахов и Коганов, которых никак нельзя было считать «Великим русским народом». К самому Шароеву у меня, понятное дело, никаких претензий по поводу поступка его матери, нет.
04.12.1950
Секретарю ЦК ВЛКСМ тов. МИХАЙЛОВУ Н.А.
В течение долгого ряда лет на международных конкурсах музыкантов-исполнителей честь советского искусства защищали скрипачи, которых никак нельзя считать представителями великого русского народа; это: Леонид Коган, Юлиан Ситковецкий, Эдуард Грач, Игорь Ойстрах, Игорь Безродный, Рафаил Соболевский.
Что же, разве нет талантливой русской молодежи? Конечно, есть. Так в чем же причина отсутствия русских скрипачей? А вот в чем. Профессорско-преподавательский состав скрипичной кафедры Московской консерватории имеет следующий вид:
русских — 3 человека (Д. Цыганов, М. Козолупова, Б. Кузнецов); армян — 1 человек (Габриэлян); евреев — 10 человек (Цейтлин, Ойстрах, Ямпольский, Питкус, Янкелевич, Беленький, Бондаренко, Рабинович, Мострас, Сибор).
У этого состава преподавателей имеется и соответствующий состав студентов, так, классы лучших специалистов по классу скрипки, профессоров Д.Ф. Ойстраха и А.И. Ямпольского, почти целиком состоят из евреев (так, у проф. Ойстраха в классе три русских студента — Александров, Киселев и Котова, а у проф. Ямпольского один русский студент — Антон Шароев).
Протаскивание скрипачей-евреев ведется с первых дней обучения: в музшколу они протаскиваются при вступительных экзаменах; они же, еще в годы обучения в музшколе, систематически выступают на концертах-показах, имеют уникальные инструменты из коллекции, а русские ребята, глядя на своих преуспевающих товарищей, начинают терять веру в свои способности, веру в себя, и перестают заниматься. И если, все-таки, кто-нибудь из русских выбивается на дорогу и поступает по окончании музшколы в консерваторию, то и здесь ему мешают всеми силами, т.е. и здесь его систематически не пускают на концерты-показы, ему не дают хорошего инструмента, ему искусственно занижают оценки, создают репутацию то малоодаренного музыканта, то лентяя и т.д.
И вот, в результате такой политики (а это именно политика) у такого профессора, как А.И. Ямпольский, за 30 с лишним лет педагогической работы, окончили консерваторию более 100 человек, работающих в лучших театрах и филармониях в качестве солистов и концертмейстеров оркестров; и среди этих людей — всего четверо русских (Силантьев, Харламова, Щепалин, Иваницкий) и 1 грузин (работник Тбилисской консерватории), а все остальные — евреи! Вот это так арифметика! В классах профессоров Ойстраха, Цейтлина, Мостраса, Рабиновича, Сибора, доцентов Питкуса, Янкелевича — то же самое.
Об этих возмутительных случаях знают и в ЦК ВКП(б), и в ЦК ВЛКСМ. Поэтому летом 1950 года в дело отбора молодежи для поездки на конкурс в Прагу активно вмешался ЦК ВЛКСМ. И сразу все встало на правильный путь: если раньше к участию в конкурсе намечались лица по указанию профессоров кафедры, то на этот раз участники конкурса были намечены ГУУЗом Комитета искусств; если раньше жюри состояло все из тех же самых профессоров кафедры, то теперь жюри было составлено из лиц беспристрастных. И вот, в результате этих безусловно правильных мер, были отсеяны скрипачи Лубоцкий, Бесицкая, Хейфиц, Бейлин, Шульгин, Чутников, которые прежде считались недосягаемыми талантами; в Прагу поехали Алексей Горохов и Антон Шароев и завоевали в Международном конкурсе два первых места.
Казалось бы, Комитет искусств и Московская филармония должны были бы включить этих двух скрипачей в концертные программы, как это было во всех предыдущих случаях. Однако ни А. Горохов, ни А. Шароев не включены ни в один концерт филармонии, тогда как отдельные молодые исполнители (например, Соболевский) включены в ряд концертов. Тот факт, что лица, планирующие концерты, не замечают скрипачей Горохова и Шароева, — свидетельствует о том, что этих скрипачей не хотят замечать.
Кто же эти люди, решающие судьбу молодых исполнителей? Это, в первую очередь, директор филармонии Ширинский и зав. репертуаром Ендржиевский.
Особого внимания заслуживает дело распределения уникальных инструментов, принадлежащих государственной коллекции. В этой коллекции имеется более десятка «Страдивариусов», а также другие ценные инструменты: «Гварнери», «Амати» и др.
У кого же находятся эти «Страдивариусы»? У Б. Фишмана, С. Фурера, Б. Гольдштейна, Л. Когана, М. Фихтенгольца, В. Пикайзена, И. Безродного, Калиновского, Жука и других; ценность отдельных из перечисленных скрипачей весьма сомнительна (например, Фихтенгольц совсем не концертирует). Имеющиеся в коллекции «Гварнери» розданы следующим лицам: Л. Гилельс, Б. Морибель, Вайман, Р. Соболевский, Латинский. А какие же инструменты выданы А. Горохову и А. Шароеву? У них «Амати». Но не просто «Амати», а лишь так называемые «Семейство Амати».
Заслуживает также внимания и созданный в 1949 году молодежный оркестр. Так, например, группа скрипачей имеет следующий вид:
Первые скрипки
I. Реентович — Гурфинкель
II. Дубинский — Школьник
III. Сибор — Соболевский
IV. Грач — Венбрин
V. Баршай — Шульгин
VI. Стысь — Шварц
Вторые скрипки
I. Заболотный — Розанова
II. Котова — Бенир
III. Горохов — Шароев
IV. Мутман — Морозов
V. Глезин
Из фамилий уже ясен состав скрипичных групп: на первых скрипках нет ни одного представителя русского народа, а на вторых скрипках, где имеется 6 русских ребят, два — лауреаты Международного конкурса сидят на третьем пульте!!!
Концертмейстером молодежного оркестра состоит Реентович, который мог бы быть причислен к молодежи лет десять тому назад, но не теперь. Почему же в оркестре, где руководителем является К.П. Кондрашин, так странно решаются кадровые вопросы?
Да потому, что отец его — кантонист, а мать — еврейка. Реентович же — его личный друг.
Трудно показать себя молодому русскому скрипачу при такой ситуации! Их не только не поддерживают, им не только не помогают, а напротив, не дают им ходу, всячески мешают им.
ЦК ВЛКСМ, помогший русским ребятам в 1950 году продвинуться в первые ряды советских исполнителей, должен помочь им в их дальнейшей работе, в их дальнейшем росте и развитии.
ШАРОЕВА
член ВКП(б) с 1943 года, партбилет № 5238033
Телефон (служебный): В-2-23-66
Товарищу Суслову М.А. Считаем необходимым направить Вам письмо тов. Шароевой.
Секретарь ЦК ВЛКСМ Н. Михайлов, 13 декабря 1950 г.
Важно. Кружкову, Киселеву. Прошу заинтересоваться и внести предложения.
М. Суслов, 13.12.50
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 420. Л. 201—204. Копия.
May be an image of 2 people and people playing musical instruments

Один комментарий к “Юдофобское письмо будущего руководителя Центрального телевидения СССР Валентины Шароевой (публикация Константина Богуславского)

  1. Юдофобское письмо будущего руководителя Центрального телевидения СССР Валентины Шароевой (публикация Константина Богуславского)

    6 октября 2021 года в Тюмени умер дирижер и скрипач Антон Шароев.
    В 1950 году его мать, Валентина Шароева, будущий руководитель Центрального телевидения СССР, написала отвратительное по смыслу и по содержанию письмо в ЦК ВЛКСМ настучав про «засилие евреев-скрипачей», Ойстрахов и Коганов, которых никак нельзя было считать «Великим русским народом». К самому Шароеву у меня, понятное дело, никаких претензий по поводу поступка его матери, нет.

    Читать это письмо в блоге.

Добавить комментарий