Ираида Каргопольцева, Татьяна Протасенко. Дворовые игры ленинградских детей
Лапта. Участники делились на две команды. Надо было перебежать от одной черты до другой, пока игроки команды противника ловили мяч, подброшенный и отбитый палкой.
Штандер. Ребята собирались в кружок, кто-то высоко подбрасывал мяч и кричал, называя имя ловящего подброшенный мяч. Все разбегались, а названный должен был поймать мяч и крикнуть слово «штандер!». Все останавливались. Поймавший мячик должен был попасть мячом в любого из «замерших» игроков. Тогда начинал «водить» уже он.
Прятки. Вариантов игры было очень много. Лично я (Е.Л,) играл так. Водящий становился лицом к стене или к дереву и начинал считать, а остальные игроки прятались. Водящий: «Раз, два, три, четыре, пять. Я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват. Кто по бокам, тому по щекам». Затем водящий искал спрятавшихся. В новой серии игры начинал водить первый найденный.
Казаки-разбойники. Задача заключалась в том, чтобы поймать человека из другой команды, «взять его в плен».
Классики. Прыжки через бельевую веревку быстро вытеснили простую скакалку, потому что это была игра для нескольких человек, а скакалка — только для одного.
Слон. Смысл игры — в построении «гусеницы» из участников. Внизу — мальчики, согнувшись в пояснице держали друг друга за пояс. Вверху — те, кому удавалось с разбега запрыгнуть на нижних. Полученная «гусеница» должна была пройти несколько метров до падения верхних игроков.
Игра в кальмара? В эту игру мы не играли. Даже не слышали о ней.
Источник: газета «Петербургский дневник» № 201 (2655), Ираида Каргопольцева, Татьяна Протасенко, Нина Астафьева.