Владимир (Зеев) Гоммерштадт Береники

18 июля תשע באב , день скорби для евреев, в этот день был разрушен Храм Соломона и Второй Храм, Великое восстание.
Береники (греч. Βερενίκη; 28 г. н.э. — не ранее 79 г. н.э.) была еврейской царицей, дочерью Агриппы I, царя Иудеи, правнучкой Ирода Великого и Мирьям из династии Хасмонеев. Она была любовницей будущего императора Тита и благодаря этому стала одной из самых влиятельных женщин Древнего Рима.
Википедия
Она была сестрой Агриппы II, Мириам и Друзиллы. Ее отец Агриппа I, фаворит императоров Калигулы и Клавдия, был провозглашен царем Иудеи в 41 году. В 44 году Агриппа I умер, и Иудея снова стала римской провинцией.
В юности Береники впервые вышла замуж за Марка Юлия Александра, сына Александра Альберка [4], лидера еврейской общины Александрии и близкого к императорскому двору в Риме. Ее шурин был Тиберий Юлий Александр, который позже стал римским наместником Египта. Брак Береники был недолгим, и вскоре она овдовела.
Когда ей было 16 лет (44 г. н.э.), ее отец выдал ее замуж за своего вдовствующего брата Ирода V, царя Халкиды — маленького королевства на севере Земли Израиля у подножия ливанских гор. У пары было два сына, Берникан и Гиркан [6] [2].
В том же году (44 г.) умер царь Агриппа I. Услышав о внезапной смерти, Береники и ее младшие сестры послужили легкой мишенью для радости греков, живущих в Кесарии и Себастии, из-за смерти еврея их царя; они вывели их по общему согласию в публичные дома и поместили на крыши и практиковали с ними обычаи позора [7].
Несмотря на желание Клавдия назначить царем Агриппу II сына царя Иудеи, Агриппа II, выросший в Риме в доме императора [8], передумал под влиянием своих друзей, которые утверждали, что он еще слишком молод (всего 17 лет), чтобы править страной. Первой задачей, которую император возложил на нового наместника (Апарха) в Иудее, было наказать жителей Кесарии и Себастии за позор с умершим царём и по отношению к его дочерям, Береники и ее сестрам. [9]
В 48 г. умер Ирод V, царь Халкиды, второй муж Береники.
Спустя долгое время, когда Береники сидела во вдовстве, поползли слухи, что у нее были запрещенные отношения со своим братом Агриппой II. Чтобы развеять слух, он убедил Пульмона II, короля Киликии, сделать обрезание и взять ее в жены. Но брак продлился недолго, и Береники оставила Пульмона, который женился на ней «главным образом из-за ее богатства», а с расторжением брака он также оставил иудаизм. [14]
Береники жила в царстве Агриппы их дворце в Иерусалиме. Ее присутствие рядом с ним на всех официальных мероприятиях и тот факт, что они совместно владели собственностью [16], она, вероятно, считалась соправительницей вместе со своим братом. Возможно, именно они упоминаются в Талмуде как «Мелех и Малка» [17].
Согласно Новому Завету, именно Агриппа и его сестра Береника были перед римским наместником, который судил Саула (Павла) в Кесарии. После попытки Саула говорить с Агриппой, царь и уполномоченный встали, а также Береника и сидящие с ними. Они поговорили друг с другом и сказали: «Этот человек не сделал ничего, что требовало бы смерти или заключения в тюрьму». Несмотря на это, из-за собственного обращения Саула к императору [20] он был отправлен в тюрьму в Риме.

              Великое восстание
Между тем ситуация в Иудее ухудшалась. После смерти Агриппы I римляне снова назначали наместников в этой стране. По словам Иосифа бен Матитьяху, пять наместников, назначенных от 44 до 66 г., были коррумпированными людьми, которые сильно давили на население. Последним из них был Гассий Флор.
Гассий Флор управлял Иудеей с 64 года. Опираясь на благосклонность, которой пользовалась его жена у жены Нерона, Поппеи, он позволял себе самые вопиющие злоупотребления[1]. Он был до того ненавистен иудеям, что в сравнении с ним предыдущий прокуратор Альбин считался ими образцом добродетели. Флор оказывал покровительство сикариям, делившими с ним награбленное имущество.[2]
Однажды он потребовал из храмовой казны 18 талантов золота (талант 34 кг). Получив отказ, он перебил 3600 евреев (16 ияра 66 года). Царица Береника тщетно на коленях просила его остановить резню. Он даже потребовал дружественного приёма для своих войск, которым было приказано взять храм. Но встретив сильный отпор со стороны населения, вынужден был удалиться.[2] Затем произошло всеобщее восстание, закончившееся разрушением Иерусалима[1]. Когда вспыхнуло восстание, Гессий Флор дал полную волю грекам Кесареи громить иудеев; большинство было перебито, остальные сосланы на галеры.[2] Википедия
Царь Агриппа был в то время в Александрии, куда он отправился, чтобы приветствовать Тиберия Александра, нового уполномоченного в Египте. Когда Агриппа прибыл в Иерусалим, он застал людей в ситуации, близкой к всеобщему восстанию. Агриппа и Береники вместе, в длинной речи (пишет Иосиф бен Матитьяху) пытались убедить людей не бунтовать, утверждая, что у восстания нет шансов против римской мировой державы [23]. Речь, казалось, достигла своей цели: Агриппа и его сестра плакали вместе, и своими слезами им удалось унять гнев народа. Но попытки Агриппы убедить людей согласиться с правлением Флора до тех пор, пока император не прислал на его место другого уполномоченного, не увенчались успехом. [25]
После того, как священник Елеазар бен Ханания убедил других священников не допускать жертвоприношений во имя императора (как было принято до тех пор), восстание стало открытым. Елеазар был клерком в Храме [1], очевидно, в должности заместителя во время правления Гессия Флора. Агриппа II и с ним священники пытались успокоить народ. Ситуация усугублялась действиями главы сикриков Менахема Бен Иегуды, который захватил у римлян крепость Масада и уничтожил тамошний гарнизон.
С этого момента священники, а вместе с ними и люди, желающие восстать в Иерусалиме, подчинялись приказу Елеазара, по описанию Йосеф бен Матитьяху. Царь Агриппа II послал подкрепление в три тысячи всадников. Эти солдаты обнаружили, что Храмовая гора и нижний город находятся в руках мятежников во главе с Элазаром бен Ханания, и укрепились в цитадели Антония и верхнем городе, где все еще находилась римская стража.
Люди напали на солдат, захватили верхний город, сожгли дворцы царя Агриппы, дома священников и богачей, а также архив, в котором находились долговые расписки. Люди Агриппы и римская армия укрепились в цитадели Антония. После осады евреям и солдатам Агриппы разрешили покинуть цитадель, но римляне остались в осаде.
В эти дни Менахем, вождь сикриков, прибыл в Иерусалим и возглавил восстание. Он вел себя по-царски и  убил Хананию, первосвященника, отца Елеазара. Его правление было недолгим и жестоким. Толпа напала на людей Менахема и убила его, выжившие, включая Элеазара бен Яира, бежали в Масаду и укрепились там.
Укрепив свои позиции внутри, Елеазар продолжил восстание против римлян. Он послал гонцов к осаждённым римлянам, которые склонили их сдаться. Когда римляне сдались и сложили оружие, люди Елеазара убили их. Иосиф бен Матитьяху, пишет, что убийство римлян после того, как они сдались, было ошибкой, которая превратила восстание в жестокую кровавую междоусобную войну.
Восстание, сосредоточенное в Иерусалиме, вскоре распространилось  по всей стране. Движение фанатиков, первоначальным лидером был Елеазар, стало популярным, когда к восстанию присоединился Шимон Бар-Гиора. Когда римляне были изгнаны из страны, после поражения Кастия Галла, было созвано народное собрание. Это собрание назначило Елеазара бен Ханания командующим войсками в Едоме.
Во время подавления восстания Береники и ее брат были вынуждены помочь римлянам. Они отправились в Бейрут, чтобы приветствовать сирийского комиссара Кастия Галла и помочь ему войсками и припасами. Иосиф бен Матитьяху свидетельствует, что губернатор Галилеи от имени мятежного правительства противостоял армии Агриппы, конфисковал зерно (собранное в окрестных деревнях) и отправил его в Галилею [27]. Когда Веспасиан прибыл, чтобы подавить восстание, Агриппа принял Веспасиана и его армию, и Веспасиан помог ему подавить восстание в городах Тверия и Мигдаль, которые были частью его царства.

                          Роман с Титом
Пока Агриппа сотрудничал с Веспасианом, между Береники и Титом, сыном Веспасиана, завязался роман. В то время Береники было уже 38 лет, а Титу всего 30 или 27 [29], но римский историк Тацит утверждает, что она была на пике красоты, очаровав даже отца Тита. [30]
В 68 году император Нерон был свергнут, и покончил жизнь самоубийством. В течение 69 года, известного как «Год четырех императоров», Рим был охвачен вихрем нестабильности.
Веспасиан согласился баллотироваться на пост императора только в том случае, если ему будет гарантирована поддержка Тиберия Юлия Александра, обращенного еврея, римского уполномоченного в Египте, брат первого мужа Береники. Тацит пишет, что Береники с большим энтузиазмом работала над тем, чтобы Веспасиан стал императором. По словам историка Цви Гретца, Береники своей красотой и хитростью привела Александра к поддержке Веспасиана. После назначения Веспасиана императором, его сын Тит будет его преемником, и она станет императрицей, поскольку Тит обещал жениться на ней.
О существовании романтических отношений между Береники и Титом вообще не упоминается в трудах Иосифа бен Матитьяху, но в Талмуде о разрушении Храма «злым Титом» может быть намек на роман с еврейской царицей.»[32]
Римский историк Дион Кассий сообщает, что Береники была на пике своего могущества и приехала в Рим в 75 году в сопровождении своего брата Агриппы II. Береники жила с Титом в его дворце в качестве его напарницы. Доказательства её силы и влияния можно найти в трудах ритора Квинтилиана, который рассказывает о деле, в котором он выступал в суде, когда она сама была судьей. [36]
Светоний, римский историк того времени, сообщает [37], Береники собиралась выйти замуж за Тита и уже вела себя так, как будто она была его женой, но в Риме росло недовольство. Сначала Диоген, появившись в театре, когда он был заполнен людьми, выступил с длинной оскорбительной речью, в которой осудил Беренику и Тита,- за что был бит розгами. Вслед за ним Герант, надеясь, что его наказание будет не более суровым, разразился множеством бессмысленных выкриков,- был обезглавлен. Когда Тит увидел, что римляне недовольны ситуацией (возможно, потому, что жена императора была еврейкой или восточной царицей, помня Клеопатру, царицу Египта и ее негативное влияние на Юлия Цезаря и Марка Антония), он отослал Береники из Рима. [35]
В 79 году, после смерти Веспасиана Тит стал императором, Береники вернулась в Рим. Вскоре после этого, однако, Тит отправил Береники обратно к ее брату Агриппа, чтобы поддержать сочувствие народа, «вопреки воле обоих» [37]. По словам Гретца, Береники вернулась к духу иудаизма, а ее северное царство послужило убежищем для восставших.
Персонаж Береники в литературе и искусстве

Береники вдохновляла на книги, пьесы и даже оперу. Помимо упоминания в стихах Ювеналиса, самая известная пьеса о ней — «Бернис» Жана Расина, впервые поставленная в 1679 году.
Поэты на иврите тоже были вдохновлены ее характером. Например, Хаим Гури включил стихотворение о ней под названием «Королева Бернис» в свою книгу «Проходящий счет» (сборник стихов 1945–1987 годов). Говард Фаст написал книгу «Agrippa’s Daughter» (опубликована в 1964 году), а в 1988 году была снова опубликована как «Береника дочь Агриппы». Фаст также описывает помощь Береники в выкупе еврейских рабов после Великого восстания.
В 2014 году был опубликован исторический роман на иврите Хавацелет Фарбер-Шеффер под названием «Любовь Береники». В 1970 году французский драматург Жан Расин написал трагедию о любви Береники и Тита под названием «Бернис».
Несколько мест в окрестностях Тверии названы в ее честь: гора Береники, национальный парк Береники, Заповедник скалы Береники[45], винодельня Береники и пляж Береники [47]. Ее именем названа улица в Иерусалиме.

Добавить комментарий