Очень интересная статья Константина Фрумкина «Рождение нежного мира»

Социальное движение, свидетелями которого мы являемся на протяжении нескольких десятилетий и очередная фаза которого получила ничего не значащее наименование «новой этики», может быть названо многими именами, и одно из таких возможных имен — «разоблачение идиллического».

ГЛЯДЯ НА ОТКРЫТКУ

Представим себе идиллическую открытку XIX века — например, благополучное семейство за рождественским столом. Казалось бы, эта открытка была специально придумана для того, чтобы сконструировать иллюзорную беспроблемную реальность, где убраны за пределы кадра все теневые стороны нашей жизни. Однако неизвестный автор открытки устранил лишь те проблемы, которые он сам, руководствуясь взглядами своего времени, считал важными и портящими настроение, между тем как современный взгляд легко разоблачит на получившемся как будто бы совершенно «розовом» изображении скрытую изнанку, закулисные механизмы, далекие от идиллического — это механизмы, строящиеся на иерархических отношениях, насилии и унижении.

Например, на рождественской открытке, кроме членов семьи, могла быть изображена прислуга. Неравенство между слугами и хозяевами — это привычное и никем не проблематизируемое неравенство — стало активно разоблачаться еще социалистами в XIX столетии. Если же, не дай бог, прислуга окажется чернокожей, то добавляется еще аспект и расового неравенства. Но прислуга — очевидный случай, сама семья за рождественским столом также внушает подозрение — учитывая распределение гендерных и возрастных ролей в ней. Ведь семья на открытке позапрошлого века наверняка патриархальная, муж и жена в ней обладают неравными правами, с большой вероятностью муж работает, занимая хоть в какой-то степени почетное положение в обществе, а жена «приговорена» к кухонному «рабству». О бесправии детей в этой семье и говорить нечего, причем в XIX веке родители, скорее всего, подвергали их порке, даром что — раз мы говорим о рождественской открытке — многие рождественские персонажи вроде Крампуса, Кнехта Рупрехта и Санта-Клауса еще недавно изображались с розгами. Ну а жестокое обращение с животными воплощено на нашей открытке образом рождественского гуся, которого не просто зарезали — с большой вероятностью накануне его держали вверх ногами и кормили орехами.

Главное же — что вся изображаемая на открытке идиллия невозможна без этих маленьких и больших сгустков насилия. Если некая революция вдруг «освободит» прислугу, заставит жену работать, запретит пороть детей и резать гусей — то как эта семья сможет существовать? Той семьи точно не будет, на ее место придет (теперь-то уже пришло) что-то другое.

Читать дальше здесь:

 

Один комментарий к “Очень интересная статья Константина Фрумкина «Рождение нежного мира»

  1. Очень интересная статья Константина Фрумкина «Рождение нежного мира»

    Социальное движение, свидетелями которого мы являемся на протяжении нескольких десятилетий и очередная фаза которого получила ничего не значащее наименование «новой этики», может быть названо многими именами, и одно из таких возможных имен — «разоблачение идиллического».

    ГЛЯДЯ НА ОТКРЫТКУ

    Представим себе идиллическую открытку XIX века — например, благополучное семейство за рождественским столом. Казалось бы, эта открытка была специально придумана для того, чтобы сконструировать иллюзорную беспроблемную реальность, где убраны за пределы кадра все теневые стороны нашей жизни. Однако неизвестный автор открытки устранил лишь те проблемы, которые он сам, руководствуясь взглядами своего времени, считал важными и портящими настроение, между тем как современный взгляд легко разоблачит на получившемся как будто бы совершенно «розовом» изображении скрытую изнанку, закулисные механизмы, далекие от идиллического — это механизмы, строящиеся на иерархических отношениях, насилии и унижении.

    Например, на рождественской открытке, кроме членов семьи, могла быть изображена прислуга. Неравенство между слугами и хозяевами — это привычное и никем не проблематизируемое неравенство — стало активно разоблачаться еще социалистами в XIX столетии. Если же, не дай бог, прислуга окажется чернокожей, то добавляется еще аспект и расового неравенства. Но прислуга — очевидный случай, сама семья за рождественским столом также внушает подозрение — учитывая распределение гендерных и возрастных ролей в ней. Ведь семья на открытке позапрошлого века наверняка патриархальная, муж и жена в ней обладают неравными правами, с большой вероятностью муж работает, занимая хоть в какой-то степени почетное положение в обществе, а жена «приговорена» к кухонному «рабству». О бесправии детей в этой семье и говорить нечего, причем в XIX веке родители, скорее всего, подвергали их порке, даром что — раз мы говорим о рождественской открытке — многие рождественские персонажи вроде Крампуса, Кнехта Рупрехта и Санта-Клауса еще недавно изображались с розгами. Ну а жестокое обращение с животными воплощено на нашей открытке образом рождественского гуся, которого не просто зарезали — с большой вероятностью накануне его держали вверх ногами и кормили орехами.

    Главное же — что вся изображаемая на открытке идиллия невозможна без этих маленьких и больших сгустков насилия. Если некая революция вдруг «освободит» прислугу, заставит жену работать, запретит пороть детей и резать гусей — то как эта семья сможет существовать? Той семьи точно не будет, на ее место придет (теперь-то уже пришло) что-то другое.

    Читать дальше по ссылке в блоге.

Добавить комментарий