Двенадцать колен Израиля

ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ

«Земля Израильская»

Название «Земля Израильская» (1 Книга Царств 13:19 и др.) в библейской истории используется как наименование «Земли Обетованной», то есть обещанной Богом всем двенадцати коленам (сыновьям) патриарха Иакова. Израиль – имя Иакова, данное ему Богом после таинственной борьбы Иакова с Ним, оно также означает еврейский народ.

Приведём библейские тексты:

Исаак сказал своему сыну Иакову, внуку Авраама:

«Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!» (Бытие 28:3-4).

Бог сказал Иакову:

«Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Бытие 28:13-14).

Сыновья Иакова

от жены Лии: Рувим, Симеон, Иуда, Левий, Иссахар и Завулон;

от жены Рахили: Иосиф, два сына которого Манассия и Ефрем составляли отдельные колена, и Вениамин;

от жены Валлы: Дан и Неффалим;

от жены Зелфы: Гад и Ашер.

Роды двенадцати сыновей Иакова образовали Израильское царство.

После смерти израильского царя Соломона (историческая дата: 933 год до н. э.) израильское государство распалось на южное царство (Иудея, столица Иерусалим) и северное царство (Израиль, столица Самария).

К северному царству Израиль отошли земли девяти колен. Это – Завулон, Иссахар, Ашер, Неффалим, Дан, Манассия, Ефрем, Рувим и Гад. К южному царству Иудея отошли земли колен Иуды и Вениамина (3-я Книга Царств 12:20). А также земли колена Симеона [1]. Колено Левия, выполнявшее роль священнослужителей, не имело своей земли (Числа 18:20-24; Второзаконие 10:8-9); оно было рассеяно среди других колен по единому Израильскому царству.

Ассирия и Самария

Царь Ассирии захватил (721 год до н. э.) земли северного царства евреев (Израиль, столица Самария).

В Библии сообщено о евреях царства Израиль:

«когда они согрешили против Бога отцов своих и стали блудно ходить вслед богов народов той земли, которых изгнал Бог от лица их, тогда Бог Израилев возбудил дух […] царя Ассирийского, и он выселил Рувимлян и Гадитян и половину колена Манассиина, и отвел их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, – где они до сего дня» (1-я Книга Паралипоменон 5:26).

В Библии говорится о пленении евреев царем Ассирии:

 «И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских. (…) И поступали сыны Израилевы по всем грехам Иеровоама, какие он делал, не отставали от них, доколе Господь не отверг Израиля от лица Своего, как говорил чрез всех рабов Своих, пророков. И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня. И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее» (4-я Книга Царств17:5-6; 17:22-24).

Ассирийская империя не довольствовалась территориальным завоеванием. Ассирийцы рассматривали население в странах, которые они завоевали, как свою добычу. Часть покорённого народа переселялась в другие земли империи. С какой целью?

Первое. Для эксплуатации элиты захваченного государства в интересах ассирийской империи. Образованные люди и публика, отмеченная талантами, представляли высокую ценность для власть имущих. Пленные женщины рожали детей завоевателям. Молодые пленные мужчины становились верными воинами империи.

Второе. Для подавления духа сопротивления захватчикам народа, лишённого своих государственных, светских и религиозных лидеров.

На место переселенцев в Самарию (бывшее царство Израиль) были переселены жители городов Вавилонии. Самария была обращена в провинцию царства Ассирии.

Ассирия и Иудея

Южное еврейское государство Иудея подвергалось нашествию ассирийцев: (701 год до н. э.)

«пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их» (4-я Книга Царств 18:13).

Государство Ассирия погибло под ударами царя Вавилонии Навуходоносора (605 год до н. э.).

Вавилония и Иудея

Царь Вавилонии Навуходоносор осадил Иерусалим. Иерусалим пал (598 год до н. э.). Храм Соломона (Первый Иерусалимский Храм) был разрушен (586 год до н. э.). Иерусалим сожжён, а его стены срыты. Многие жители Иудеи были угнаны в Вавилон в рабство (586 год до н. э.). Вот описание этих событий в Библии:

«В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его. […] В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли. И взят был город, […] и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско […]. И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей. Только несколько из бедного народа земли оставил […] работниками в виноградниках и землепашцами» (4-я Книга Царств 25:1-30).

Царство Иудея стало вавилонской провинцией.

Вавилон был завоёван войсками царя Персии Кира (539 год до н. э.). Кир разрешил евреям (538 год до н. э.) восстановить Храм в Иерусалиме.

Вопросы

Существует мнение богословских историков о исчезновении части еврейского народа в библейские времена. Принято считать, что колена Израиля, которые составляли северное царство Израиль, столица Самария были уведены в плен. Они были в истории потеряны.

К потерянным коленам не относят колена, составляющих Иудейское царство, — колена Иуды и Вениамина. Часть колена Левия, которое не имело своего земельного надела, осталась на землях Иудейского царства.

Спорным вопросом является принадлежность к «потерянным коленам» колена Симеона. Земли этого племени находились на территории Иудеи, поэтому иногда считается, что потерянных колен было не десять, а девять.

Исчезли десять (девять) колен Иакова-Израиля?

Философ Барух Спиноза (1632–1677) писал:

«Познание […] вещей, содержащихся в Писании, должно быть заимствуемо только из самого Писания, подобно тому, как познание природы – из самой природы. […] Итак, все познание Писания должно заимствовать из него одного».[2]

Что можно узнать о «пропавших» евреев в библейских источниках?

Переселенцы и самаритяне

В библейской «Книге Ездры» пишется о евреях, бывших вавилонских пленниках, которые, согласно декрету персидского царя Кира [3] (538 год до н. э.) отправились в Иудею. Возглавлял группу евреев Зоровавель, которого персидский царь Кир назначил наместником персидской провинции Иудея. Пришедшие из плена в Иудею евреи начали строить Храм Бога (Второй Иерусалимский Храм). Спустя много лет в Иудею пришла другая группа вавилонских евреев (458 год до н. э.). Во главе евреев был священник Ездра.

В библейской «Книге Неемии» описывается состояние дел в Иудеи по прошествии 13 лет после прибытия переселенцев во главе с Ездрой. Персидский царь назначил царского сановника еврея Неемия по его просьбе наместником персидской провинции Иудея. Неемия восстановил службы в Храме (445 год до н. э.). Он добился принятия постановления общины об отделения евреев от иноплеменников.

Возвратившие в Иудею пленники признавали жителей Самарии (бывшее еврейское царство Израиль) иудеями. Из библейских Книги Ездры и Книги Неемии можно узнать о браках и тесных связях семьи первосвященника Иудеи и части аристократических родов с семьёй правителя Самарии по имени Санваллат.

Вот текст Библии:

 «Сверх того в те дни знатнейшие Иудеи много писали писем, которые посылались к Товии, а Товиины письма приходили к ним. Ибо многие в Иудее были в клятвенном союзе с ним, потому что он был зять Шехании, сына Арахова, а сын его Иоханан взял за себя дочь Мешуллама, сына Верехии» (Книга Неемии 6:17-18).

Неемия не считал иудеями только жителей земли Ашдода, Моав и Аммон. Неемия не обвиняет в «не еврействе» Санваллата и Товия, правителя земли, которая размещалась на восточном побережье реки Иордан.

Историки отмечают:

«Согласно косвенным указаниям, рассеянным по книгам Эзры [Ездры] и Нехемии [Неемии] и в других источниках, жителей Самарии и земли Товии можно определить как израильтян, с которыми не запрещено вступать в брак. Это подтверждается и тем фактом, что в книге Эзры и книге Нехемии прямо не сказано, что они не относятся к израильтянам. Отсюда становится ясно, что противостояние носило не законодательный (галахический), а социально-политический характер»[4].

Переселенцы строят Храм

Вавилонские пленники, как явствует из библейских книг, по возвращению в Иудею отказали жителям Самарии участвовать в сооружении Храма в Иерусалиме.

Широко распространено убеждение, что противостояние между иудеями из Вавилонии и жителями Самарии носило религиозный характер. Возможно, возник этот миф по причине, что евреи — вавилонские пленники считали, что иудеи северного царства Израиль (столица Самария) были в прошлом уведены в плен ассирийским царём. И евреи северного царства Израиль «исчезли». А на территории Самарии проживали нееврейские народы, которые были переселены ассирийским царём.

Евреи, бывшие вавилонские пленники, по возвращении в Иудею не признали в жителях бывшего северного еврейского царства евреями. Какая была причина?

Вот мнение историка:

«Убеждение, что сыны Израиля не могли изменить Богу Израиля и привело к появлению легенды о исчезнувших коленах, которая в гораздо большей степени соответствовала национальной гордости евреев, чем признание в самаритянах ассимилированных родственников. Поэтому изгнанниками считали всех жителей Десятиколенного царства. В сознании … иудеев ассирийские пленники продолжали оставаться частью избранного народа, пусть частью затерявшейся и пока не найденной, но, несомненно, сохранившейся и сохранившей веру в Бога Авраама, Ицхака и Иакова».[5]

Позволительно объяснить отказ евреев Иудеи принять помощь евреев Самарии в строительстве Храма Бога в Иерусалиме не по причине отказа от родства с ними, а по причинам, которые можно узнать в Библии.

Барух Спиноза писал:

«Всё познание о Библии должно быть заимствовано только из неё» [6].

Зададимся вопросом: для какой цели были созданы записи имён евреев-переселенцев, которые приводятся в библейских Книге Ездры и Книге Неемии?

В библейские времена списки евреев считали нечестивом делом. Перепись населения при царе Давиде вызывала осуждения:

«Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. [..] И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я» (2-я Книга Царств 24:1-10).

Списки переселенцев

  1. В Книге Ездры приведен список евреев-переселенцев. Пример записи: «сыновей Гиббара девяносто пять; уроженцев Вифлеема сто двадцать три» (Книга Ездры 2:20-21). Указано в Книге Ездры общее количество вернувших людей:

«Все общество вместе состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек, кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста тридцать семь; и при них певцов и певиц двести. Коней у них семьсот тридцать шесть, лошаков у них двести сорок пять; верблюдов у них четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать» (Книга Ездры 2:64-67).

2 В Книге Неемии приведен список евреев-переселенцев. Пример записи: «сыновей Харифа сто двенадцать. Уроженцев Гаваона девяносто пять. Жителей Вифлеема и Нетофы сто восемьдесят восемь» (Книга Неемии 7:25-26). Указано в Книге Неемии:

«Все общество вместе состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек, кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста тридцать семь; и при них певцов и певиц двести сорок пять. Коней у них было семьсот тридцать шесть, лошаков у них двести сорок пять, верблюдов четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать» (Книга Неемии 7:66-69).

  1. Список переселенцев-еврейских семейств, которые согласились жить в Иерусалиме (Книга Неемии 11).
  2. Список переселенцев-еврейских семейств, жившие «в сёлах, на полях своих» (Книга Неемии 11).
  3. Список священников и левитов, которые пришли с первой группой вавилонских пленников (Книга Неемии 12).
  4. Список еврейского народа при освящении Иерусалимских стен (Книга Неемии 12).

Получение благ

В списках евреев в Книге Ездры и в Книге Неемии указаны имена евреев, о которых в других библейских книгах нет упоминания. Указано количество членов каждого рода евреев-переселенцев, количество их скота, слуг и рабов. Состав общества, возвратившийся из плена, указанный в Книге Ездры и в Книге Неемии один и тот же.

Возможно, списки евреев, которые возвратились в Иудею, с указанием количества домочадцев и размера их хозяйства, являлись необходимым документом для их жизни в Иудее. Возможно, списки евреев-переселенцев были нужны для «адресного» получения различных благ (земля, пища и материалы, деньги).

Евреи-переселенцы в Иудеи получали материальную помощь от персидского царя:

«В первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, […] издержки же пусть выдаются из царского дома. […] И от меня дается повеление о том, чем вы должны содействовать старейшинам тем Иудейским в построении того дома Божия, и именно: из имущества царского – из заречной подати – немедленно берите и давайте тем людям, чтобы работа не останавливалась; и сколько нужно – тельцов ли, или овнов и агнцев, на всесожжения Богу небесному, также пшеницы, соли, вина и масла, как скажут священники Иерусалимские, пусть будет выдаваемо им изо дня в день без задержки» (Ездра 6:3-4, 8-9).

Также получали материальную помощь от персидского царя:

«которые были певцами при служении в доме Божием, потому что от царя было о них особое повеление, и назначено было на каждый день для певцов определенное содержание» (Неемия 11:22-23).

Все вавилонские пленники, придя в персидскую провинцию Иудею восстанавливать Храм, имели материальные льготы от персидских властей. Такие привилегии, видимо, не имели евреи, проживавшие в бывшем северном царстве Израиль (персидская провинция Самария).

Вероятно, евреи-переселенцы считали, что самаритяне, изъявляя желание принять участие в постройке храма, хотели как строители Храма получать материальную помощь от персидских властей.

Списки вавилонских переселенцев были составлены для выполнения указа царя:

«И от меня царя Артаксеркса дается повеление всем сокровищехранителям, которые за рекою: все, чего потребует у вас Ездра священник, учитель закона Бога небесного, немедленно давайте» (Книга Ездры 7:21).

Нежелание евреев, пленников из Вавилонии принять помощь в строительстве Храма в Иерусалиме от евреев, которые не были в вавилонском плену и которые постоянно жили в Самарии, можно объяснить экономическими причинами.

Колена Израиля не терялись

Колена Израиля, свидетельствует Библия, не «терялись» в библейской истории:

«И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня» (4-я Книга Царств 17:23).

Возможно, мифические истории о исчезновении колен израильских в истории еврейского народа возникли на основе истории евреев, изложенных в «Книгах Паралипоменон».[7]

Два взгляда на одно событие

«Книги Паралипоменон» заново, иногда по-другому рассказывают о некоторых библейских событиях, которые были описаны в более древних библейских книгах.[8]

Сомнения об историчности «Книг Паралипоменон» высказывали некоторые учёные-исследователи Библии. Философ Б. Спиноза писал об этих книгах, что в них

«не заметить ничего определённого и стоящего, кроме того, что они были написаны много спустя после Ездры […] об истинном авторе их и о их достоверности, полезности и учении для меня ничего нет установленного. Я даже не могу достаточно надивиться, почему они были приняты в число священных книг теми людьми, которые из канона священных книг изъяли книги Премудростей, Товита и пр., считающиеся апокрифами; однако уменьшать их авторитет у меня нет намерения, но так как они всеми приняты, то я оставляю их так, как они есть». [9]

Приведём пример изложения события в разных библейских книгах.

Во 2-й Книге Царств описывается история: царь Давид соблазнился красотой иноплеменной женщины по имени Вирсавия. Царь взял её в царский дворец, а её мужа – царского полководца приказал послать на битву, «чтоб он был поражён и умер» (2-я Книга Царств 11:15). Вирсавия, вдова воина стала женой царя Давида, «и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» (2-я книга Царств 11:27). Младенец умер. Позже Вирсавия родила сына. Это был будущий царь Израиля Соломон.

Автор «Книги Паралипоменон», восхваляя царя Давида, умалчивает историю о том, как Вирсавия стала его женой.

«Книги Паралипоменон»

С какой целью авторы «Книги Паралипоменон», жившие во времена Второго Храма, решили ещё раз изложить историю народа Израиля?

Предложу ответ. «Книги Паралипоменон» формируют особую, отличную от описания событий в других библейских книгах, историю еврейского народа. Вот эти отличия:

  1. После разделения царства Израиля на два: северное (Самария) и южное (Иудея) Бог руководил жизнью евреев только Южного царства.

2. Северное царство евреев (Самария) перестало существовать, цари и народ этого государства были уведены в плен. История северного царства не является историей евреев, которой руководит Бог.

3. По решению Бога за грехи и еврейского народа Храм в Иерусалиме был разрушен. Но разрушение Храма было временным. По воле Бога потомки евреев Южного царства (Иудея), которые временно находились в вавилонском плену, должны восстановить Храм.

4. Царь персидский Кир – покоритель Вавилонии, освободитель евреев из вавилонского плена по замыслу Бога (2 Пар 36: 22–23). Возвращение вавилонских пленников на родину совершилось по замыслу Бога.

5. Цель написания книги была достигнута:

«так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, (да будет) Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет» (2-я Книга Паралипоменон 36:23).

Слова царя Иудеи: «дети Израиля!»

Барух Спиноза писал:

«Всё познание о Библии должно быть заимствовано только из неё».[10]

В Библии рассказывается о праздновании Пасхи в южном царстве евреев (Иудея) при царе Езекии. Это произошло через несколько лет после разрушения ассирийским царём северного царства Израиль и переселения видных израильтян в Ассирию:

«И послал Езекия по всей земле Израильской и Иудее, и письма писал к Ефрему и Манассии, чтобы пришли в дом Господень, в Иерусалим, для совершения пасхи Господу Богу Израилеву. […] И определили объявить по всему Израилю, от Вирсавии до Дана, чтобы шли в Иерусалим для совершения пасхи Господу Богу Израилеву, потому что давно не совершали ее, как предписано. И пошли гонцы с письмами от царя и от князей его по всей земле Израильской и Иудее, и по повелению царя говорили: дети Израиля! обратитесь к Господу Богу Авраама, Исаака и Израиля, и Он обратится к остатку, уцелевшему у вас от руки царей Ассирийских. […] приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; […] Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш […] Но Езекия помолился за них, говоря: Господь благий да простит каждого, кто расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Господа Бога, Бога отцов своих, хотя и без очищения священного! И услышал Господь Езекию и простил народ» (2 Книга Паралипоменон 30:1-20).

Легенда

Бенедикт Спиноза утверждает, что каждый, если будет в своих

«рассуждениях не допускать никаких других данных, кроме тех только, которые берутся из библейских историй, всегда будет в уверенности в правильности своих действий».

Этот метод истолкования Писания, пишет Б. Спиноза, не отличается от метода истолковании природы,

«ибо как метод истолкования природы состоит главным образом в том, что мы излагаем собственно историю природы, из которой, как из известных данных мы выводим определения естественных вещей, так равно и для истолкования Писания необходимо начертать его правдивую историю и из неё, как из известных данных и принципов, заключать при помощи законных выводов о мысли авторов Писания».[11]

Б. Спиноза пишет о правильности направления поиска смысла библейского текста через толкования библейских историй. Так видится верность термина «торение»: познание о десяти (девяти) коленах Израиля через библейские тексты.

Легенда о том, что евреи Северного царства, десять (девять) колен Израиля, были уведены в плен ассирийским царём и бесследно исчезли, не подкрепляется библейскими сказаниями.

События о пленении евреев происходили в библейские времена, но сведений о «пропаже» части еврейского народа в библейских книгах не показаны.

Согласно библейской истории, евреи всех двенадцати колен Израиля постоянно жили в Палестине.

Библейские тексты свидетельствуют о том, что загадка о десяти (девяти) колен Израиля, которые исчезли из библейской истории, не существует.

[1] «По всей видимости, колено Симеона сравнительно рано было поглощено соседствовавшим с ним коленом Иуды, гораздо более многочисленным и влиятельным» Электронная еврейская энциклопедия, запись «Шим‘он».

[2] Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат. Глава VII. Об истолковании Писания».

[3] Царь Персии Кир завоевал Вавилон 539 году до н. э.

[4] Энциклопедия «Мир Библии» (Энциклопедия Олам а-Танах).

[5] Аркадий Гайсинский «Изгнанный народ». Журнал «Мастерская», декабрь 2017. Интернет. Портал Е. Берковича.

[6]Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат. Глава VII. Об истолковании Писания».

[7] «Первая книга Паралипоменон» и «Вторая книга Паралипоменон» в Библии, «Диврей га-Йамим I» (Книга Хроник 1) и «Диврей га-Йамим II» (Книга Хроник 2) в Танах издания «Мосад Рав Кук». Книги Паралипоменон повествуют об истории Израильского царства с времён царя Давида и царя Соломона. Повествуется о распаде Израильского царства на две части: на Северное царство евреев – Израиль и на Южное еврейское царство – Иудею.

[8] Библия синодального перевода: «Первая книга Царств», «Вторая книга Царств», «Третья книга Царств» и «Четвертая книга Царств».

Танах: «Первая книга Самуила», «Вторая книга Самуила», «Первая книга Царей» и «Вторая книга Царей».

[9] Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат».

[10] Там же.

[11] Там же.

 

 

 

Share
Статья просматривалась 126 раз(а)

Добавить комментарий