Гузель Яхина. Есть ли историческая правда в моих романах
«Создавая исторический роман, автор никому ничего не должен. Он сам определяет соотношение вымысла и исторической правды. Вот, например, в романе «Дети мои» я с самого начала понимала, что будет большой пласт немецкой мифологии, и именно она придала всему повествованию сказочный оттенок. Но внутри этого мифа закопано много мелких кусочков правды. То есть можно взять исторические факты, запаковать их в миф и рассказать языком мифа.
В моем последнем романе «Эшелон на Самарканд» много исторической правды, потому что самые маленькие детали взяты из архивных документов, начиная с того что в 1923 году на каждого беспризорного ребенка в детдоме выделялся один рубль в неделю, или рецепты хлеба, способы, как люди унимали голод. Историческая правда в этом героическом мифе тесно переплетена с вымыслом. Притчевый сюжет о начальнике поезда, который вывозит из Казани пять сотен голодающих детей, заканчивается более-менее хорошо, и это для меня правда художественная».
Источник: газета «Комсомольская правда» № 60 (27285) 2021, Гузель Яхина, Ольга Маркина, Сергей Волчков, Ольга Медведева.