Владимир (Зеев) Гоммерштадт Павел Первый

Павел Петрович родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге, Павел был убит 12 (24) марта 1801 года.
Из-за политической борьбы Павел был, по сути, лишён любви близких ему людей, мать и отец были отстранены от воспитания своего ребёнка. Несмотря на внешнее сходство Павла с отцом, впоследствии при дворе упорно ходили слухи, что ребёнок был зачат Екатериной от своего первого фаворита, Сергея Салтыкова, знаменитого в своё время красавца.
Екатерина приобрела для сына обширную библиотеку. Наследника учили истории, географии, арифметике, Закону Божию, астрономии, иностранным языкам. Его знакомили с трудами просветителей: Вольтера, Дидро, Монтескьё. К учёбе у Павла были неплохие способности, у него было развито воображение, в то же время он был неусидчив и нетерпелив, хотя и любил книги. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. В целом образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.
Сразу после рождения Павел был отселён от матери. Его мать Екатерина могла видеть его очень редко и только с разрешения императрицы. Когда Павлу было восемь лет, его мать, опираясь на гвардию, осуществила переворот, в ходе которого отец Павла при не вполне выясненных обстоятельствах умер.
Накануне смерти Екатерины придворные ждали обнародования манифеста об отстранении Павла, и провозглашении наследником Александра[19]. Распространено мнение, что пока Павел ждал ареста, манифест (завещание) Екатерины самолично уничтожил кабинет-секретарь Александр Безбородко, что позволило ему получить при новом императоре высший чин канцлера.
Страхом перед новым дворцовым переворотом были обусловлены меры по ослаблению позиций дворянства в целом и гвардии в частности.
Павел I — Википедия (wikipedia.org)
На заре правления Павла основным направлением внешней политики виделась борьба с революционной Францией. В 1798 году Россия вступила в антифранцузскую коалицию c Великобританией, Австрией, Турцией. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Александр Суворов. В его ведение также передавались и австрийские войска.
Под руководством Суворова Северная Италия была освобождена от французского господства. В сентябре 1799 года русская армия совершила знаменитый переход через Альпы. Однако уже в октябре того же года Россия разорвала союз с Австрией из-за невыполнения австрийцами союзнических обязательств, русские войска были отозваны из Европы.

В 1799 году первый консул Наполеон Бонапарт сосредоточил в своих руках всю полноту власти, после чего стал искать союзников во внешней политике. Угроза общеевропейской революции миновала, и возникли предпосылки для сближения с Россией. Сосредоточение мировой торговли в руках англичан вызывало раздражение во многих морских державах. Решающим фактором стал захват 5 сентября 1800 года британским флотом острова Мальты, который Павел I в качестве великого магистра Мальтийского ордена считал подчинённой территорией и потенциальной средиземноморской базой для русского флота. Это было воспринято Павлом как личное оскорбление.
Император Павел I и орден святого иерусалимского (Захаров В.) https://www.podpisnie.ru/books/imperator-pavel-i-i-orden-svyatogo-ierusalimskogo/
Книга представляет собой сборник статей ведущего историка Мальтийского Ордена В. А. Захарова, посвященных малоизученной теме – взаимоотношению императора Павла I с Мальтийским Орденом. Павел I спас Орден от уничтожения. Заслуги Павла I по достоинству оценены крупнейшим французским историком Мальтийского ордена XX века графом Мишелем де Пьерредоном, который писал: «Мы должны от всего сердца воздать дань той роли, какую сыграл Император в то время, когда он держал под контролем большую часть Ордена. И хотя его избрание произошло не по всем правилам, статутам и законам Ордена, оно было безоговорочно признано. С позиций самого Ордена, следует сказать, что, после падения Мальты, Орден нашел пристанище в Санкт-Петербурге, благодаря этому Орден избежал полного уничтожения. И за это Орден обязан ему благодарностью». В книге впервые публикуются неизвестные документы из отечественных и зарубежных архивов, использованы малоизвестные западные источники.

  Мы были на Мальте, февраль 2016г., организованная экскурсия. Мальта оставила у нас с женой наилучшие впечатления, принимали нас радушно.

Павел имел высокое понятие о власти русского царя. Еще до вступления на престол в 1776 году он писал: «Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства, а при моем характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось и что причиною тому небрежность и личные виды. Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое».
В своих социально-политических сочинениях 1770—1780 гг. — «Рассуждении о государстве вообще…» и «Наказе» об управлении Россией — он настаивал на необходимости законодательного урегулирования положения крепостных.
Человек, — писал Павел, — первое сокровище государства, «сбережение государства — сбережение людей»; «крестьянство содержит собою все прочие части общества и трудами своими особого уважения достойно» («Наказ»).

Император оценивается как типичный представитель династии Романовых, личность и деяния которого оказали огромное влияние на Александра и Николая, в чьем правлении можно увидеть общие черты с царствованием отца. Павел подготовил базу для последующих реформ Александра I, Николая I и даже для реформ Александра II. http://deduhova.ru/statesman/pavel-i/

Заговор высокопоставленных сановников сложился в 1800 году. Павел I был убит офицерами в Михайловском замке в собственной опочивальне в ночь на 12 (24) марта 1801 года. В заговоре участвовали де Рибас, вице-канцлер Никита Петрович Панин, командир Изюмского легкоконного полка Леонтий Беннигсен, граф Николай Зубов, командиры гвардейских полков. Поддерживал недовольных и английский посол Уитворт. Считается, что заговор субсидировало английское правительство, пытавшееся таким образом избежать войны с Россией за Мальту[44]. Душой и организатором заговора стал Пётр Пален — петербургский генерал-губернатор и глава тайной полиции.
Наконец дверь неожиданно распахнулась, и на пороге появился Пален. С виноватыми лицами с ним вошли несколько офицеров, обступивших Александра. Пален заговорил, и с первых же его слов Александр зашелся в рыданиях. Он без слов понял о трагическом финале своего отца и прекрасно осознавал, что даже если он и не отдавал приказа на подобный исход, то все равно он и не мог ему ничем воспрепятствовать. И какая уж теперь разница, как он будет выглядеть: более виновным, менее виновным или истинно виновным? Гуманные законы имеют все основания для его оправдания, поскольку основываются на том, чем руководствовалось его сознание. Его руки были чисты, но его душа была запятнана навеки. Поскольку он все еще продолжал рыдать, уткнувшись в грудь своей жены, Пален, приблизившись к нему на два шага, со смешанным выражением твердости и сострадания произнес по-французски: «Перестаньте ребячиться. Ступайте царствовать. Пойдите, покажитесь гвардии!» Елизавета, которая первая справилась со своими нервами, подбадривает Александра, уговаривая его, взять себя в руки и проявить дань уважения столице, которая сделала свой выбор.
Одна только императрица Мария Федоровна искренне оплакивала кончину всем ненавистного монарха.
Анри Труайа. Александр I. Северный сфинкс

Добавить комментарий