Эссе Дмитрия Быкова в сборнике «Герман» // 2020 год

«Трудно быть богом»

То же, что и всегда

1

Как и предсказывал Алексей Герман,— и для этого предсказания не обязательно быть Германом,— с годами язык его последнего фильма стал понятнее. Как предупреждал Мандельштам, «в последнее время я становлюсь понятен решительно всем. Это грозно». И для Германа, и для Мандельштама лучше было бы в самом деле оставаться недопонятыми — лучше в самом прямом, бытовом и репутационном смысле. Можно было бы спорить на разные неинтересные темы вроде того, обязано ли искусство быть доступным для масс, размышлять о киноязыке, в крайнем случае добавлять что-нибудь о слишком большом количестве грязи в кадре, о преимуществах ручной работы при изготовлении декораций и о прочих вторичных вещах. Теперь, мне кажется, можно поговорить и о существенном — то есть о том состоянии, в каком он делал фильм и в какое постепенно входит большая часть российского населения. А также о том, как соотносится фильм Германа с «Андреем Рублёвым» Тарковского, по отношению к которому «История Арканарской резни» (это название кажется мне более адекватным) отчётливо полемична.

 
Читать дальше здесь:
 

Один комментарий к “Эссе Дмитрия Быкова в сборнике «Герман» // 2020 год

  1. Эссе Дмитрия Быкова в сборнике «Герман» // 2020 год

    «Трудно быть богом»

    То же, что и всегда

    1

    Как и предсказывал Алексей Герман,— и для этого предсказания не обязательно быть Германом,— с годами язык его последнего фильма стал понятнее. Как предупреждал Мандельштам, «в последнее время я становлюсь понятен решительно всем. Это грозно». И для Германа, и для Мандельштама лучше было бы в самом деле оставаться недопонятыми — лучше в самом прямом, бытовом и репутационном смысле. Можно было бы спорить на разные неинтересные темы вроде того, обязано ли искусство быть доступным для масс, размышлять о киноязыке, в крайнем случае добавлять что-нибудь о слишком большом количестве грязи в кадре, о преимуществах ручной работы при изготовлении декораций и о прочих вторичных вещах. Теперь, мне кажется, можно поговорить и о существенном — то есть о том состоянии, в каком он делал фильм и в какое постепенно входит большая часть российского населения. А также о том, как соотносится фильм Германа с «Андреем Рублёвым» Тарковского, по отношению к которому «История Арканарской резни» (это название кажется мне более адекватным) отчётливо полемична.

    Читать дальше по ссылке в блоге.

Добавить комментарий