Дерево познания добра и зла

07.11.22

В записях приведено авторское изучение библейского текста: «дерево познания добра и зла» (Бытие 2:9), понимание библейского «добра» и «зла».

При изучении библейского текста можно увидеть истоки образования библейских слов «добро» и «зло». (См. книги:  Леонид Цальман. «Рассеянные слова. Толкование слов». Изд. общества «Дом учёных». Гамбург, 2008. ISBN 978-3936112-50-4). Леонид Цальман. «Прикосновение словом». Изд. общества «Дом учёных». Гамбург, 2017. ISBN 978-3936112-74-0).

В записях приведено авторское толкование слов «добро» и «зло».

Запись: библейские стихи о сотворении мира

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. […] И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. […] И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. […] И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. […] И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. […] И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие 1:3-4; 1:7; 1:31; 2:8-9; 2:18; 2:22).

Первое встречаемое прилагательное в тексте Библии: «טוֹב» («тов») (Берешит 1, 3); переведено в синодальной редакции: «хорош» (Бытие 1:3). Выражение в тексте «не хорошо» переведено словами иврита «ло тов».

Библейское дерево в Раю названо «дерево познания добра и зла» (Бытие 2:9). Название, ясно, есть иносказание. Как понять термин «познание добра и зла»?

Слова «добро и зло» в выражении «дерево познания добра и зла» (Бытие 2:9) есть перевод слов библейского иврита «טוֹב וָרָע» («тов ва-раа») (Берешит 2, 9). В выражении «тов ва-раа» слово иврита «тов» переведено не ожидаемым словом «хорошо», а словом «добро». Слово «добро», ясно, имеет смысл «хорошо». Как образовалось слово «добро»? Слово «раа» переведено: «зло». Слово «зло», ясно, имеет смысл «не добро». Как образовалось слово «зло»?

Барух Спиноза утверждал:

«все познание Писания должно заимствовать из него одного. […] Определения должны быть извлечены из различных рассказов, которые встречаются в Писании о каждой вещи. […] Она должна содержать природу и свойства языка, на котором книги Писания были написаны».[1]

Запись: «Выражение «познания добра и зла»

Первый человек Адам был творением Бога из особого материала (См. запись «Пылинки Вселенной»). Бог произрастил в Раю дерево познания добра и зла. После поедания плода этого библейского дерева Адам и его жена Ева были изгнаны из Рая.

Выражение Библии дерево познания добра и зла есть иносказание. Предложим авторское понимание его.

Бог в Раю ни злых вещей, ни злых действий, ни злых повелений для человека, как ясно знаем из библейского текста, не создал.

Человек всё о мире для него должен знать. Для этой цели Бог вырастил из особой земли, из которой Бог создал человека, в Раю дерево познания добра и зла.

Выражение «познания добра и зла» необходимо понимать как предлагают богословы в значении: «познания «всего». А понятие «дерево познания добра и зла» богословы переводят как «древо всезнания»[2]. Тогда понятия «добро» и «зло» есть крайние противоположные характеристики библейского мира для описания его целиком, как знания его от «начала до конца». Из богословского утверждения становится ясна этимология слов «добро» и «зло»; она будет приведена ниже.

Запись: Библейская притча

Бог не создавал зло.

«Эйнштейн сказал фразу, которую потом, через десять лет, выбьют в камне над камином в актовом зале Института перспективных исследований в Принстоне: «Господь изощрён, но не злонамерен».[3]

Бог оградил человека от зла. Бог показал человеку, какие его поступки сломают ограду, будут злом перед Ним.

Бог предлагает человеку корзины с фруктами:

«одна корзина была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние, а другая корзина – со смоквами весьма худыми, которых по негодности их нельзя есть» (Иеремия 24:2).

Библейский текст, еврейская редакция[4]

«Одна корзина с очень хорошими смоквами, какими бывают смоквы-первинки, а другая корзина с очень плохими смоквами, которых и есть нельзя из-за (их) негодности. И сказал мне Господь: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: смоквы, смоквы хорошие – весьма хороши, а худые – весьма худы, так что их нельзя есть, потому что они очень нехороши» (Йирмейа 24, 2–3).

Слово иврита «רָעוֹת» звучит «ра-от», перевод: «плохие», «худые».

Понятие «зло» определяется действиями человека:

«И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал» (Бытие 38:8-9).

Здесь «зло» перевод слова иврита «раа».

Запись: «Дерево познания добра и зла»

Образ библейского дерева познания добра и зла есть иносказание. Предложим авторское понимание его.

Поедающий плоды дерева «познания добра и зла», человек узнаёт дела, повеления Бога и запреты Бога. Вкушая плоды дерева познания добра и зла, человек получает ясные для него понятия и знания обо всём, что окружает в его жизни, что является смыслом и целью его жизни.  Они ясные и понятные. Поэтому дерево познания добра и зла является библейской аллегорией Торы.

Запись: Райское дерево – дерево жизни

Райское дерево жизни есть аллегория. Человеку, пожинавшему его плоды дает возможность познать физический мир, непонятный и поэтому часто для него опасный. Новые знания приобретаются в некой закономерности, о чем свидетельствует современная история научных открытий. Последовательность получения новых знаний являются природным доказательством, что познание мира (вкушение плодов райского дерева жизни) «вложена» в разум человека. Как природная необходимость человека в пище. Поэтому дерево жизни является библейской аллегорией стремления человека к получению знаний, к науке.

Создатель «поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие 3:24). Человек нарушает порядок познания знаний. Ведь часто технический или научный прогресс приводит к техногенным катастрофам.

Огненный меч («символ разума» — Филон Александрийский[5]) и Херувим («узнавание и полное знание» — Филон Александрийский) у дерева жизни являются библейским предостережением человеку: недальновидное стремление человека без мудрости познавать законы природы опасно для него.

Запись: толкование слова «добро» 

В Словаре М. Фасмера слова «добро» определяется от латинского «faber» (ремесленник, художник), от армянского «darbin» (кузнец), от древневерхненемецкого «taphar» (крепкий, смелый) языков. Трудно согласится с таким толкованием слова «добро».

Слова «добро» образовано словами библейского иврита. Покажем эти слова. Слова Бога к Моисею:

«И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря […] И сказал Господь Моисею: так скажи [дому Иаковлеву и возвести] сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам (Исход 20:1; 20:22).

Здесь слово «изрек» есть перевод слова иврита «דַבֵּר», звучит «дабар». Слово «слова» на иврите «דְּבָרִים» («диварим»), слово «говорил» есть перевод слова иврита «דִּבַּרְתִּי», корень слова «д-б-р».

Начало библейской книги «Второзаконие»:

«Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам» (Второзаконие 1:1).

Здесь «слова» есть перевод слова библейского иврита «דְּבָרִים», звучит «девар-им». Глагол «говорил» есть перевод слова библейского иврита «דִּבֶּר», звучит «дебер».

Слова Моисея своему народу:

«Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве и сказал: «полно вам жить на горе сей!» (Второзаконие 1:6).

Здесь «говорил» есть перевод слова библейского иврита «דִּבֶּר», звучит «дебер».

Слова Бога евреям:

«Вы отвечали мне и сказали: хорошее дело велишь ты сделать» (Второзаконие 1:14).

Здесь «хорошее дело» есть перевод выражения иврита «טוֹב־הַדָּבָר», звучит «тов а-давар». В выражении «велишь ты» слово «велишь» есть перевод слова иврита «דִּבַּרְ», корень слова «д-б-р».

В старославянском языке, который служил для перевода греческих, латинских и еврейских богослужебных текстов, появление новых слов по мнению исследователей, было естественным явлением.[6] Ивритские буквы «далет», «бет», «рейш» составляют значимые слова Торы, а именно: слово, повеление Бога, дело Бога. Разные понятия: духовное (слово, повеление) и материальное (вещь, дело) – определяет в иврите одно слово, корень которого состоит из букв иврита «далет», «бет» и «рейш». В русском языке понятие «речь» и «предмет» определены одним словом: «вещать» (говорить) и «вещь» (материал). В украинском языке слово «речь» (речь) и слово «речовина» (вещество). В немецком языке похожие слова: «Sage» (сказание) и «die Sache» (вещь).

Слово «добро» содержит корень из букв «д»-«б»-«р». Слово «добро» в старославянском языке означало библейские понятия: «слово, повеление от Бога» и «дела, вещи, сотворенные Богом», «хорошее дело велишь ты сделать» (Второзаконие 1:14). Со временем «добро» вошло в обиходную речь и стало синонимом слова «хорошо».

Запись: толкование слова «зло»

Обратимся к библейскому тексту:

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Бытие 2:8-9).

Выражение «добро и зло» есть перевод слов иврита «טוֹב וָרָע» («тов ва-раа»).

Этимология слова «зла» определяется библейским выражением «познание добра и зла». Возможно предположение, что «зло» противоположно лексическому значению библейского слова «добро» и образовано словами библейского иврита.

Исследователи (Сергей Колибаба[7], Ася Крамер[8]) предлагают этимологию слова «зло»: создано словами иврита «זה» («это») и «לא» («не»). Звучат, соответственно: «зэ» и «ло».

В старославянском языке, который служил для перевода греческих, латинских и еврейских богослужебных текстов, появление новых слов, как считают некоторые лингвисты, было нормальным явлением.

Покажем правоту утверждения о истоках слова «зло».  Вот библейский текст, еврейская редакция перевода:

«И сказал Моше общине. Это есть то, что повелел Господь исполнить» (Вайикро 8, 5).

Выражение «это есть то, что повелел», есть перевод слов иврита «זֶה הַדָּבָר»(«зе а-давар»). Богослов Раши переводит слова «זֶה הַדָּבָר»: «это решение». Синодальный перевод: «вот что повелел» (Левит 8:5). Если вышенаписанным выражениям необходимо придать противоположный смысл («это не есть то, что повелел» или «это есть то, что не повелел»), то логично представить выражение на иврите, в котором имеется и выражение «зе а-давар» («вот что повелел»), и отрицательная частица «ло» («не»). Два слова иврита «זֶה» («зе», перевод «это») и «לא» («ло», отрицание для «это»: «не это») составили укороченное выражение, где есть утверждение и отрицание; получилось слово «зло».

Источники

[1] Спиноза Б. «Богословско-политический трактат» / Пе-ревод с латинского М. Лопаткина. Минск. – «Литература», 1998.

[2] «Тора. Современный комментарий». Главный редактор В. Гюнтер Плаут. Всемирный Союз Прогрессивного Иудаизма. Иерусалим, 2005.

[3] Евгений Беркович. Курс лекций в Свободном университете Москва «Альберт Эйнштейн и революции в физике ХХ века» (2022 год, весенний семестр, Школа точных наук).

[4] Редакция «Мосад рав Кук».

[5] Филон Александрийский (около 25 до н. э. — около 50 н. э.) – еврейский богослов, апологет иудаизма и религиозный мыслитель.

[6] Язык «оказал благотворное влияние на формирование многих молодых тогда славянских языков, обогатив, например, русский язык, отвлечёнными понятиями, не имевшими ещё своих названий». Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Заимствования из славянских языков // Современный русский язык. — М.: Айрис-пресс, 2009.

[7] Сергей Колибаба. Интернет. Сайт «Проза.ру».

[8] Ася Крамер. Интернет. Портал Е. Берковича.

07.11.22

 

Один комментарий к “Дерево познания добра и зла

  1. В записях приведено авторское изучение библейского текста: «дерево познания добра и зла» (Бытие 2:9).

    При изучении библейского текста можно увидеть истоки образования библейских слов «добро» и «зло».

Добавить комментарий