5 комментариев Александра Бархавина…
Александр Бархавин 17 марта 2021 at 5:41
«Известны единичные случаи, когда рабы выступали как архитекторы и инженеры»
———-
Любопытно, каких единичных случаев было больше — когда рабы выступали как архитекторы и инженеры, или когда они умирали от жестокости хозяев как Том? В Чарльстоне есть музей, в котором можно слушать в аудиозаписи воспоминания бывших рабов. Мне запомнился рассказ одной женщины: когда ее выставили на аукционе на продажу, ее захотел купить хозяин, который был известен своей жестокостью.
Она заявила, что если он ее купит, она перережет себе горло — он ее покупать не стал.
Александр Бархавин 17 марта 2021 at 5:24
«Но детей продавать отдельно от матери разрешалось только с подросткового возраста. Так что история в книге Бичер-Стоу о продаже 4-летнего сына Элизы – это то, чего быть не могло»
———————
Умиляет уверенность автора, что если не разрешалось — значит, и быть не могло. С 1808 года, когда был запрещен ввоз рабов в страну, по оценкам историков было ввезено 50 тысяч рабов (по другим оценкам, до 1819 года в страну ежегодно нелегально ввозилось 13,000 рабов).
Не говоря уже о том, что законы штатов были разными, и я не уверен что запрет продавать отдельно от матери существовал во всех штатах. Кстати, в книге это не единственный случай — там еще описана продажа ребенка на пароходе, после которой его мать бросилась в воду. Видимо,практика была нередкая. Возможно, на публичных аукционах, боясь огласки, этого не делали — а только с рук на руки, между хозяином и покупателем.
Александр Бархавин 17 марта 2021 at 4:40
«И при всем том, нельзя забывать о викторианской морали, господствующей среди плантаторов. Это также относилось к стабильной семье и ограничениям сексуальной активности вне семьи. «Здесь практика хорошего бизнеса совпадала с моральностью».»
——————-
Об этом, если не ошибаюсь, пишет в своих дневниках Мэри Чеснат, жена Джеймаса Чесната, одного из богатейших плантаторов Южной Каролины. Довольно неприглядная картина викторианской морали и ограничений сексуальной активности вне семьи.
«При этом, крайне редко случалась продажа тех, кто родился в данном поместье. Такие выводы были получены из анализа данных о рождении, покупках и продажах по документам 19 плантаций с общей популяцией в 3,9 тыс. рабов»
——————-
Это плантации со средним количеством рабов более 200; вряд ли можно распространять результаты подобного анализа на общее положение рабов. На плантациях с 50 и более жило около миллиона рабов — примерно четверть рабов страны; более 200 — в несколько раз меньше.
Александр Бархавин
17 марта 2021 at 4:06
«Из нее можно увидеть, какие предрассудки и россказни бытовали в среде аболиционистов.
К примеру, убийца Дяди Тома жуткий Саймон Легри, садист и маньяк, для которого унижение раба гораздо важнее, чем его польза как работника, а покупка новых рабов – выгоднее, чем подержание жизни имеющихся, едва ли может считаться типом обычного рабовладельца.»
——————
А он и не представлен как типичный рабовладелец — скорее как уродливое исключение, НО! на стороне которого стоит закон, и тем кто является собственностью этого садиста и маньяка — не легче от того, что он нетипичен. Первые два хозяина Тома (не считая перекупщиков) — милейшие люди, которые к Тому очень хорошо относятся, просто — обстоятельства сильнее. Один из симпатичнийших персонажей — пассажир парохода, рабовладелец, который демонстративно плюет на объявление о беглом и заявляет, что от хорошего хозяина рабы не бегут. Другие, не столь симпатичные, скорее безразличны и равнодушны, но не садисты типа Легри. Мне кажется, эта книга написана не только для северян, но и для южан — посмотрите до чего у вас доходит и сделайте что-нибудь, чтобы такого не могло случаться.
Александр Бархавин 17 марта 2021 at 3:40
«Гэрриет Бичер-Стоу, была аболиционистской. Питалась, в основном, разговорами и слухами в своей среде. Вроде бы, однажды она побывала с недельку у родни в Кентукки, где было рабство…»
———
Несколько подробностей о ее среде и разговорах, которые не все любят вспоминать.
Когда Гэрриет (она) жила в Цинцинатти, через реку от рабовладельческого штата Кентукки, в ее литературном кругу и в школе, где она преподавала, были рабовладельцы. Были и знакомые, которые помогали беглым рабам — давали им временный приют по дороге на север; Гэрриет встречалась с этими беглецами. После переезда семьи Стоу в Новую Англию, беглые рабы останавливались в ее доме. Так что разговоры, которыми она питалась, были с непосредственными участниками событий — и тогда, когда эти события происходили, а не через два-три поколения. Ближе — некуда; разве что продать себя в рабство.
Впрочем, сами беглые рабы тоже писали книги — тот же Фредерик Дуглас, или Джон Эндрью Джексон, который останавливался в доме Гэрриет по дороге в Канаду. Можно почитать их и сравнить с тем, что пишет Гэрриет. Когда после выхода Хижины южане стали обвинять ее в клевете, Гэрриет написала книгу «Ключ к хижине дяди Тома», с указанием реальных прототипов своих героев, их свидетельскими показаниями и документами.
Уважаемый А.Бархавин в 1-ом комментарии добавил несколько подробностей,
затем, если не ошибаюсь, пишет о дневниках Мэри Чеснат… В 4-ом комменте Александр Б. умиляется…
Умилившись и удивившись, надеюсь увидеть ответы самого автора, Евгения Майбурда на все 5-7 (…им счёту нет)) комментов.
Всем — вдохновения!
А.В.