Карина Кокрэлл-Фере. СКРЫТЫЕ ПРАВИЛА АНГЛИЙСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

(Размер шрифта можно увеличить, нажав на Ctrl + знак «плюс»)
По собственному признанию британка- этнограф Кейт Фокс не переносит москитов и жару, поэтому не последовала примеру других коллег, отправившихся изучать затерянные в амазонских джунглях племена, а вместо этого просто вышла из дома и стала посещать родных, знакомых, соседей, а также местные пабы. Ибо англичане в естественной среде обитания – ничуть не менее таинственны. Жизнь их полна неписаных правил, едва уловимых жестов, знаков, которые непонятны непосвященным, но которые помогают им мгновенно определить классовый, образовательный,и имущественный статус друг друга, что, вместе с этим, определяет и все их дальнейшие взаимоотношения. И написала международный бестселлер «Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения».
 
Вечный разговор англичан о погоде и его всемозможные оттенки Кейт Фокс сравнивает с социальной функцией выискивания блох у приматов: создание предпосылок для дружественных отношений. Сама по себе погода волнует англичан не более, чем она волнует, допустим, испанцев. 
Несомненно, вы уже знаете, что основная задача каждого англичанина – в первые секунды общения с незнакомым человеком определить его классовую нишу. Для этого коварная Кейт Фокс предлагает произвести над вашими знакомыми вот такой жестокий эксперимент: произнесите что-нибудь заведомо тихо, заставьте их переспросить. Если услышите «pardon?» — все ясно! Верхне-средний класс смеется над этими попытками нижне-среднего класса из пригородов ввернуть французское словцо! Высший класс называет пригороды страной «Пардонией». Так что не одергивайте ваше дитя: «Не «what», а «pardon»!» Представитель образованного класса, не-шапочно знакомый с французским, согласно Кейт Фокс, скажет: «Sorry-what?».
И вот еще простой тест: как вы называете диван — «sofa» или «settee»? Если первое – вас могут отнести к верхне-среднему классу, если второе – выше средне-среднего вам не подняться. Крайне важно и то, как выглядит ваш диван. Чем он новее, чем мягче его кожа, чем соблазнительнее ее «континентальный» лоск – явно нижне-средний класс, ну, в крайнем случае, средне-средний.
Если же ваш диван благородно обшарпан, с лысой обивкой, утрамбованными в блин подушками и в царапинах от когтей крупной собаки– позади такого уместен даже вышколенный Бэрримор.
К вашему сведению также: все эти оберегающие стол подставки под бокалы и тарелки – безошибочный индикатор низкого происхождения. Мебель должна быть «в шрамах» как лицо колониального полковника времен Киплинга, ибо высший класс мебель не покупает, он ее наследует! Чем сильнее расшатаны ножки вашего стола, тем устойчивее ваша репутация принадлежности к рафинированному классу!
Теперь произношение. Слушайте вашего собеседника. Если он «проглотил» хотя бы одну согласную – даже если вы потягиваете коктейль в его замке сидя на диване, от которого отказались бы и на местной барахолке- ни диван, ни рыцарские доспехи в углу не должны ввести вас в заблуждение относительно рабоче-крестьянского происхождения хозяина замка. Если продавец журнала для бездомных «Big Issue» с лиловым фингалом под глазом поблагодарил вас за покупку и при этом четко произнес все согласные, но только наметил гласные – это выпускник Оксфорда или Кембриджа, которому просто пока не везет. Причем владелец замка так и умрет «commoner» («плебеем») , даже если его пожалует в рыцари сама королева, в то время как второй, даже заворачиваясь в плед на полу подземного перехода, останется «upper class».
Кстати, неприкрытое проявление классового снобизма и «классового беспокойства»– это поведение мелкого буржуа.
Теперь дом. Кейт Фокс тут цитирует Паскмана о том, что дом для англичанина –это даже не только крепость, это «его все», даже его родина. И приводит странную песенку эдвардианских времен: «Немцы живут в Германии, римляне- в своем «Рома», турки живут в Турции, а англичанин — дома». Словно туземец, пытающийся отвратить злых духов, хозяин прекрасного дома, будет рассказывать вам об драме своего переезда, ремонта, в каком ужасном состоянии оставили дом прежние владельцы, но ни словом не обмолвится, насколько его дом ему действительно по душе. Он будет ныть о недостатках своего жилища, но Боже упаси вас давать какие-либо непрошенные «дизайнерские» советы, будь вы хоть сотню раз профессиональным дизайнером: с вами холодно распрощаются и больше не пригласят. Эмоциональные преувеличенные комплименты его дому, по уверениям Кейт Фокс, англичанин тоже не слишком одобрит. Самое безопасное и общепринятое– сказать «nice» или «very nice» и использовать их потом с частотой морзянки. И чтобы там ни говорили о меркантильности британцев, по их неписанному этикету деньги не обсуждаются. Любое выставление напоказ обеспеченности – это «плебейство»! Вопрос о зарплате –табу, о цене дома-табу, хотя рыночную его стоимость можно обсуждать сколько угодно. Кейт Фокс делает интересное предположение, почему такой всеобщей ненавистью пользуются в Англии агенты по продаже недвижимости: они навешивают ценник на святое – объект любви и стиль жизни.
Настолько, что первый локдаун не распространялся на переезды в купленные гражданами дома.
Так, теперь господа, выглянем в сад перед вашим домом. Обитатели квартир и усадеб, где до подъезда нужно ехать по гравию более пяти минут, могут пропустить этот параграф. Я призываю тех, у кого перед домом наличествует палисадник размером примерно от «носового платка» до средних размеров паруса. Знаете ли вы, что «сад перед домом» — отнюдь не ваша собственность. Он – достояние общества, которое вас судит как раз по этому клочку земли. Если в вашем «саду перед домом» стоит веселенький гномик – это не просто безобидная садовая скультпурка. Это приговор. Вашему вкусу и вашему происхождению. Ваш запущенный газон или гордо торчащий из травы сорняк может снизить цену на дома на всей вашей улице и тогда на дружелюбие соседей рассчитывать вам нечего. Если, конечно, вы не эксцентрик, о чем все знают. Эксцентрикам сходит с рук практически все.
Теперь, машины. Если слой грязи на новой Audi таков, что позволяет посторонним писать замечания и пожелания типа: «Ах, если бы и моя подружка была бы такой же dirty!», владелец принадлежит к высшему классу. Если авто начищено до блеска, да к тому же «Мерседес» или машина японской или американской марки – хозяин только мечтает подняться «классом» повыше.
Знаете ли вы, почему заговорить с кем-нибудь в общественном транспорте является большой поведенческой ошибкой?
Знаете ли вы, сколько секунд можно задержать взгляд на человеке, оставаясь в рамках вежливости, и на какой секунде это становится невежливо?
Знаете ли вы, сколько лет требуется ежедневно ездить на работу с одними и теми же попутчиками, прежде чем допустимо им хотя бы улыбнуться?
Знаете ли вы священные правила английской очереди?
Знаете ли вы, почему англичанин редко пожалуется на плохой сервис, а будет покорно терпеть?
Почему в разговорах на party считается хорошим тоном все время менять темы и перескакивать с предмета на предмет?
И даже новоприбывшие уже, наверное, знают, что так называемый обычай уходить из гостей «по-английски, не прощаясь» — чистой воды миф?
Считаю, что книгу «Наблюдая за англичанами» правительство должно прилагать к британскому паспорту и сертификату о натурализации!

 

Один комментарий к “Карина Кокрэлл-Фере. СКРЫТЫЕ ПРАВИЛА АНГЛИЙСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

  1. Carina Cockrell-Ferre. СКРЫТЫЕ ПРАВИЛА АНГЛИЙСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

    По собственному признанию, британка- этнограф Кейт Фокс не переносит москитов и жару, поэтому не последовала примеру других коллег, отправившихся изучать затерянные в амазонских джунглях племена, а вместо этого просто вышла из дома и стала посещать родных, знакомых, соседей, а также местные пабы. Ибо англичане в естественной среде обитания – ничуть не менее таинственны. Жизнь их полна неписаных правил, едва уловимых жестов, знаков, которые непонятны непосвященным, но которые помогают им мгновенно определить классовый, образовательный,и имущественный статус друг друга, что, вместе с этим, определяет и все их дальнейшие взаимоотношения. И написала международный бестселлер «Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения».

    Вечный разговор англичан о погоде и его всемозможные оттенки Кейт Фокс сравнивает с социальной функцией выискивания блох у приматов: создание предпосылок для дружественных отношений. Сама по себе погода волнует англичан не более, чем она волнует, допустим, испанцев.  

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий