Занимаясь историческими раскопками (Византия, 614г.) вынужден читать как исторические труды, так и труды по истории церкви.
Поразительно, но даже ведущие византисты (Успенский, Васильев, Сказкин) уделили падению Иерусалима всего пару строк, а богословы (Михаил Сириец, Пеликан) даже не заметили его падения (я, разумеется, не обобщаю, но все же!)
Зато Михаил Сириец (1126-1199) много написал против манихеев и магов (всех различий не уловил, да и нужно ли? Магами сирийцы называли персидских жрецов, манихеи — христ. секта, они как раз в те года жили в Персии и Византии; в рус. переводе много лакун и понять где кто нелегко)
Когда манихеи были изгнаны из персидских земель, они пошли в армянские земли. Они облачились в монашеские одежды, их женщины точно также [одели] черные одежды, чтобы считаться святыми. Они пошли в Сирию и овладели монастырями преследуемых, где собрались и умножились. Их развращенность была неприкрытой; люди начали впадать в ужас. На праздник своего безбожия они взяли годовалого ребенка, которого прокололи иглами, как делают, следовательно, у манихеев, и с кровью, которая вытекала на муку, они сделали свое грязное жертвоприношение. Они смешивали также с кровью человека кровь белой курицы. Если случалось, что христианин ел это, то он терял рассудок и привязывался к ним вплоть до смерти. Затем, собравшись в помещении, они гасили светильники; мужчины хватали женщин, каждый молча брал ту, что попадется, и [41] хоть [его мать] или сестра, он осквернялся с ней до утра.
Эта ересь отличалась от ереси Мани этим бесстыдным сном. Утром они выходили одетые в свои черные одежды и ходили, объявляя себя христианами.
А вот про Мани:
Они говорили, что Адам и Ева происходят от сияния правителя Материи [бога] и Набраила, что Солнце и Луна являются лодками, которые принимают души людей и все то, что имеется доброго, связанного с Материей, и возносят к месту Света так близко, что Свет очищает от смешения со Злом; и затем бог предает Материю огню вместе с душами тех, кто совсем не верит в Мани… Они говорили также, что брак происходит от Зла и отрицали воскресение [из мертвых]; что души последовательно меняют тело [оболочку]; что все — одушевлено, даже земля и воды; что наш господь не имел ни тела [119], ни души, но что он проявлялся и страдал внешне. Они учили, что имеется 25 божеств, у которых есть 18 жен, и о других таких же таинствах постыдных [говорили]. 135
Мани, обещав царю персов исцелить его сына и не сумев, бежал в Месопотамию. Царь персов нашел его; он [40] велел содрать с него кожу, наполнить ее соломой и вывесить на стене. Таков был конец безбожника Мани.
[279] В это время (529 г. н. э.) находилось в Константинополе многочисленное сборище, которое разделяло заблуждение Мани; так как они не соглашались отказаться от своего заблуждения, их сожгли на огне.
Сдирание с оппонентов шкур и вытягивания ушей восходит в Апполону, но думаю такой спосов был знаком уже (еще) обезьянам.