ВЫПИСКИ.ТОЛСТОЙ советует «сжечь деньги»

Много лет назад В.Лакшин собрал и издал книгу «Лев Толстой глазами современников»
«В этой книге», — писал Лакшин,- «читатель познакомится с беседами и интервью,  напечатанными в русских   газетах   и  журналах.»; книга эта хорошо известна специалистам, однако может быть интересна не только им  — вот запись Суворина (1891):

Л. Н. Толстой рассказывал, что год или два тому, хорошенько не помню, приехала к нему с Волги девушка, дочь богатого купца, который оставил двум дочерям и сыну огромное состояние. Так как они остались после отца–малолетними, то их опекали.
Несмотря, однако, на эту опеку, когда они достигли совершеннолетия, дочерям досталось по 400 тысяч каждой, а сыну 800 тысяч.
Получив свои деньги, девушка, о которой я говорю, приехала к Толстому–посоветоваться насчет своих денег. «Я не могу, — сказала она, — раздать–нищим все свое состояние, как сказано в Евангелии, но двести тысяч готова отдать на то дело, которое вы, Лев Николаевич, укажете. За этим я и приехала–к вам».
Стал Л. Н. думать с ней и рассуждать и в конце концов посоветовал ей сжечь эти двести тысяч, ибо другого, лучшего употребления этих денег он при–всем своем желании указать ей не мог.

БР — Ну как тут не вспомнить «Степь» Чехова и не поговорить о влиянии Чехова на Толстого! — отдам в хорошие руки!

Кому может показаться это странным,тот пусть сам себя поставит в ответственное положение человека, советы–которого принимаются в исполнение. А Л. Н. Толстой, кроме того, имеет свои–убеждения насчет денег и того не только преходящего, но уже уходящего–значения современной цивилизации, со всею ее лживою благотворительностью и–заштопыванием на живую нитку дырявых на ней мест.
– На одном он было остановился, именно он думал, что хорошо было бы, если б–интеллигентные люди брали себе на воспитание сирот; что, может быть, если б–платить им за такое воспитание, то некоторые сироты нашли бы себе верный приют. Он написал, в этом соображении, нескольким своим знакомым. От одной из них он получил ответ, что она готова взять себе на воспитание сироту, но от денег отказывается. Так и это средство употребить с пользою 200 тысяч доброй девушки осталось втуне.
– Что же, она сожгла двести тысяч?
– Нет. Я посоветовал ей обратиться к московским барыням–благотворительницам. Они лучше меня знают, что делать с этими деньгами.

Добавить комментарий