Заговорит ли великое молчащее большинство

Основные выводы:          

      Первый. Антисемитизма в Израиле нет: ни на бытовом,  ни на государственном уровне априори, нет и быть не может.  Есть спор в русскоязычных сайтах между харедофобами и харедофилами о месте ультраортодоксольной  общины в израильском обществе; спор, который уважаемый доктор филологии Елена Римон некорректно принимает за русский антисемитизм.  

      Второй.  В ранге  государственной политики  необходимо срочно провести мероприятия, которые должны изменить статус – кво  ультраортодоксального  сектора; деятельность этого   сектора приносит такой вред  Израилю, что объективно позиционирует его как врага государства.

 

 

               

                                                                              Эдуард Малинский

 

                     Ещё раз к вопросу о русском антисемитизме в Израиле

 

       Уважаемая доктор филологии  Елена Римон –автор статьи «Русский антисемитизм в Израиле», которая была опубликована на сайте «Мастерской»25 августа прошлого года – просто шокировала  меня как читателя одним лишь заголовком этой статьи —   ещё бы, мы репатриировались в Израиль для того, чтобы расстаться с этим явлением в России, а оно — явление это — за нами вдогонку, сюда. Так, что ли? Поэтому не удивительно, что статья собрала рекордное количество откликов – более  двухсот. Причем, последний был датирован – 1.10.20.

 

Правда, удивление на этом не закончилось: вопреки мнению, что дискуссия по статье завершена и что место статьи – в архиве, 13 января, уже нового  2021 года, т.е. спустя 3,5 месяца, вдруг появляются три новых комментария, причём все одного характера – поддерживающие опубликованную  26.11.20. на сайте газеты «Мы здесь» статью г-жи  Софии Рон-Мориа «Миф об антисемитизме в Израиле»; статьи, как уже можно судить по её заголовку,имеющую, мягко говоря,   явно  полемический характер.

 

Почему  это  привлекло  моё внимание? Дело в том, что мне давно хотелось высказать своё мнение по поводу статьи об «антисемитизме в Израиле»,  и появление новых комментариев  и статьи г-жи  Софии Рон, на мой взгляд,  даёт для этого достаточно веский повод.

 

Итак, кто же прав в этой полемике? Конечно, моё личное мнение, а я позиционирую себя как атеиста, и ни в коей мере, не претендует на истину в последней инстанции, но очень надеюсь, что  мои доводы,  которые имеют в своей основе только конкретные факты и цифры, являются  достаточно    объективными и убедительными.

 

Для начала  любопытно выяснить, какими же аргументами оперирует д-р  Елена Римон в своём  намерении объяснить  причину и само существование этого явления вообще — антисемитизм — в Израиле?

 

Основной аргумент ее  состоит в том, что, с точки зрения русскоязычных СМИ, в частности, и русскоязычного населения Израиля вообще ( а именно они обвиняются в насаждении антисемитизма в стране ) образ врага Израиля ассоциируется с такими силами, как:

  1. Арабские террористические организации в автономии, в Ливане и секторе Газа.
  2. Израильские «леваки».
  3. И, наконец, израильские ультраортодоксы во главе со своими духовными  руководителями  в лице раввинов.

 

Как видно, первые две категории не вызывают возражений у автора: весь её задор обращён против третьей категории, а именно против утверждения, что врагом Израиля  являются израильские ультраортодоксы,  и  именно это утверждение она называет «русским антисемитизмом в Израиле». Таково её кредо, именно это она пытается доказать в своей статье.

 

Что сказать по этому поводу?  Если первый пункт принимается априори, по второму  пункту — тоже нет возражений (я бы только уточнил некоторые детали , в чем именно выражается враждебность «леваков» к Израилю), то по третьему пункту мы стоим на диаметрально противоположных позициях.

 

Но для начала надо определиться с терминологией. Дело в том, что автор, ссылаясь на сайты русскоязычных СМИ и цитируя их, говорит, в одних случаях об ортодоксах,  в других – об  ультраортодоксах, или харедим, т.е.трепещущие перед  Б – гом, как они сами предпочитают себя называть.       Но  судя  по тому, что автор, перечисляя врагов Израиля – в формате  русскоязычных сайтов – сама назвала в третьем пункте их  ультраортодоксы, будем считать, что мы правильно её понимаем: речь идет не об ортодоксах     вообще,  а именно об ультраортодоксах.

 

Очень кратко обозначу тезисы моей статьи. Если в анализируемой статье  доказательства того, что русскоязычные сайты просто демонизируют ультраортодоксов и тем самым несправедливо позиционируют их в качестве врагов Израиля, основаны большей частью на эмоциях и не подкреплены конкретными фактами и цифрами,  то  мои доводы, что ультраортодоксы  объективно  ( и это ключевое слово!) являются именно таковыми, имеют в своей основе только конкретные факты и цифры.

 

Здесь необходимо сделать небольшое  отступление, так сказать, заметки на полях.  Если г-жа София Рон  доказывает, что в Израиле просто не может быть такого явления как антисемитизм, то я в своих  рассуждениях  иду еще дальше, т.е. стремлюсь обозначить место ультраортдоксальной  общины в израильском  гражданском  обществе.

 

Так в чём же наши разногласия с д-ром Еленой  Римон?  А в том, что ультраортодоксы в действительности наносят государству ущерб, соизмеримый с ущербом от врага, и потому критика, которой их подвергают на русскоязычных сайтах и ставит их в число врагов государства, справедлива по содержанию, но не по форме (уж очень по форме критика не корректная на этих сайтах).

Подчёркиваю , что харедим делают это не злонамеренно, а в силу своего мировоззрения, привитого им их духовными наставниками.

 

И всё же, чем обосновывает уважаемый  доктор  свою позицию?

Мне представляется, что автор  исходит из ложной посылки: критика в адрес  ультраортодоксов, т. е. харедим, отождествляется ею с критикой религиозных евреев вообще, и тем самым она как бы перебрасывает отсюда мостик к критике евреев как таковых; и вот, по её разумению, получается, что критика харедим — это антисемитизм.

Такая упрощённая, до примитива, логика суждений напоминает  классический образчик силлогизма в  формальной логике:

 

      «Земной шар – круглый; яблоко – круглое; следовательно, земной шар – это яблоко».

 

Но попытаемся серьёзно разобраться, в чём же лукавство этого тождества: критика  харедим есть антисемитизм!

Для большей легиматизации своей позиции автор прибегает к определению  «антисемитизм», сформулированному в свое время раввином Ашером Кушнером на основе семи конкретных признаков и, опираясь на авторитет раввина, она пытается сформулировать свое понятие антисемитизма в Израиле, но при этом делает такие некорректные допущения, как:

 

      если Кушнер говорит о нападках и наветах на евреев как на нацию, то в статье это произвольно интерпретируется   как нападки и наветы на религиозных евреев вообще и на  харедим в частности. Словом, налицо явная подмена понятий! А подмена понятий, как известно, это один из принципов демагогии.

 

И это уже двойное лукавство, т. к. небезынтересно рассмотреть этот вопрос с точки зрения количественной.

Согласно данным Центрального  Статистического Бюро (ЦСБ) Израиля, озвученным сайтом Mignews.co от 16.09.20. население Израиля составляет в настоящее время  9,426  млн. человек, в том числе евреи – 6,845 млн, это порядка 74%. Из общего количества евреев – 43,1%  приходится на светский сектор; 46,2% — на евреев, соблюдающих традиции; умеренно религиозных и религиозных сионистов; и только 11,7 % приходится на ультраортодоксов      ( в отчёте ЦСБ они выделены в отдельную категорию), т.е. чуть больше  одного млн. чел. против 6 млн. остальных евреев. Даже по этой элементарной арифметике нельзя считать критику харедим   тотальным  антисемитизмом!

 

Но продолжим…Да, действительно, существует такой религиозный догмат, ещё с  библейских времён: иудаизм может  и  должен     исповедовать только еврей, но не представитель никакой другой нации; в отличие от других религий, как христианской или мусульманской, которые исповедуют народы разных национальностей. Вроде получается  в действительности: ругаешь носителя религии – значит, ругаешь еврея, следовательно, ты – антисемит. Но это по законам формальной логики – см. выше.

 

Не случайно назвал я это определение догматом, т.к. то, что считалось незыблемым ещё в эпоху позднего средневековья,  сегодня, в 21 веке выглядит анахронизмом. Вот что говорит  Закон о возвращении  о понятии «еврей» (необходимо заметить, что в Законе, принятом в 1950 году, эта формулировка неоднократно менялась, и в последней поправке (1970 год) она звучит так:

 

     «Евреем считается тот, кто рождён от матери – еврейки и не перешёл в другое вероисповедование, а также лицо, принявшее иудаизм»,

 

т.е. еврею не возбраняется быть даже атеистом, но ни в коем случае нельзя быть носителем религии, отличной от иудаизма. В СССР еврейство же вообще имело этническое происхождение; говорю об этом ещё и  потому, что статья Елены Римон, в основном, критикует русскоязычных израильтян, в массе своей, атеистов.

Но  чтобы окончательно похоронить концепцию, что критика ультраортодоксов – это антисемитизм, сошлюсь на Декларацию Независимости Государства  Израиль, принятую в 1948 году, в которой провозглашается  светский характер государства, и далее:

 

      Государство Израиль осуществляет полное гражданское и политическое  равноправие  всех своих граждан без различия религии, расы или пола, обеспечивает свободу вероисповедания, совести,  выбор языка, образования   и  культуры.

 

А теперь рассмотрим основной посыл анализируемой статьи : защита харедим от якобы незаслуженной критики со стороны русскоязычных   СМИ Израиля.  Автор соответственно своим взглядам сформулировала в своей статье седьмой признак русского антисемитизма: « ложь в отношении ультраортодоксов;

 

       « ложь, без цифр и фактов; ложь, повторяемая  неоднократно с целью, чтобы в неё поверили нормативные люди»

 

Заметим, что сама автор в своей статье, в защиту своих взглядов никаких цифр не приводит, а факты черпает, в основном, из эмоциональных  высказываний анонимных источников маргинального характера представленных на так называемых форумах, что отнюдь не делает её аргументы  более убедительными.

Поэтому я, опираясь именно на цифры и факты, реально существующие, а не надуманные, берусь доказать свою точку зрения.

 

В этом месте считаю нужным сделать ещё одно небольшое отступление от заданной темы.  Просматривая  архив последних номеров газет, я   обнаружил ещё одну статью г-жи Римор :  «Два источника и  две составные части автоантисемитизма», в которой обратил внимание  на такие  её  слова:

 

     « Во – первых, те, кого цитирую я – безграмотные  люмпены… Люмпенов в сотни раз больше, чем интеллектуалов. Во – вторых, русскоязычные израильские СМИ превратились именно в рупор люмпенов…Это безобразие, которое компрометирует всех нас и ему пора положить конец…»  

 

Золотые слова… Готов подписаться под ними обеими руками…

 

Но, тем более ,вызывает недоумение, почему же в анализируемой статье вся схема доказательств построена именно на таких комментариях, кроме всего, автор сделала тщательную  выборку (кстати говоря, это же подчёркивает и  г-жа София Рон:

 

      Елена Римон скрупулёзно перечисляет набранные ею из ФБ комменты, содержащие агрессию в адрес ультраортодоксальной общины в Израиле ),

 

И, добавлю я, сгруппировала их по шести категориям,  дав каждой соответствующее наименование; от « образа врага» до чуть ли не угрозы «гражданской войны»; словом, осуществила определённую систематику – Карл Линней со своей систематикой растений просто отдыхает!) – комментариев этих      «безграмотных люмпенов» (я называю их маргиналами. Впрочем,  разница не велика: в конце концов, люмпен – это тот же маргинал, потерявший работу).

 

В самом деле, почему? Ведь систематика таких комментариев только

популяризирует их, превращая в « вещдоки». Не очень логично, да и не корректно. Или сложившаяся конъюнктура того требовала?… Отступление от темы завершилось.

 

Итак, лагерь ультраортодоксов сегодня –это,  по  последним данным  Израильского  института демократии  от 31.12.20, озвученным на сайте   NEWSru.co,il  составляет 1,175 млн чел — это 12,6%   населения Израиля (как видите, рост сектора харедим – более  4%  в год  — настолько велик,  что даже во временных рамках  статьи , величину его приходится корректировать ).

 

А  финансовое положение среднестатистической ультраортодоксальной    и светской семей озвучил в своем выступлении ещё до мартовских выборов 2019 года управляющий Госбанка Израиля  проф.Амир Ярон, поэтому можно вполне доверять этим данным.

 

Чтобы не утомлять читателя детальной статистикой, скажу, что даже беглого взгляда на приведенные главой Госбанка цифры достаточно, чтобы понять: по сравнению со светской семьёй  ультраортодоксальная имеет доход, примерно, в полтора раза меньше, но пособий из казны получает в полтора раза больше.  а налогов платит почти в три раза меньше. Такая арифметика дала проф. Ярону основание заявить, что если ситуация в этом  секторе не изменится, то только прямые налоги в стране придется повысить на 16% !   Заметим, что в Израиле налоги платит всего 38% населения.

Ситуация же, конечно, изменится, но в худшую сторону: по  данным ЦСБ Израиля в 2040 году доля ультраортодоксов будет составлять уже 20% от населения страны, а в 2065 году –около 32% ! И при этом, что по сегодняшней статистике, каждый второй из трудоспособных  мужчин  — ультраортодоксов не  работает!  И очень мала вероятность, что эта пропорция изменится в  будущем в лучшую сторону, при нынешних-то приоритетах в этом секторе.

 

Чем это плохо для Израиля? Дело в том, что не только почти 50% мужчин  сектора не работают вообще, но даже работающие востребованы только на  низкоквалифицированных работах из-за отсутствия базовых знаний, удовлетворяющих  сегодняшним требованиям рынка труда.

 

Так почему же все это происходит? Где корни этого ненормального явления? И чья  злая воля здесь правит бал?

 

Статистика помогает  оценить зловещие размеры грозящей нам в не очень далеком  будущем –не побоюсь этого слова —  катастрофы. Чтобы понять, как избежать её, необходимо установить причинно — следственную связь явлений: этого требует системный анализ.

 

Начну с того, что я не против религии как таковой, и никогда не забываю о том, что  только благодаря иудаизму, евреи, изгнанные из своей  исторической родины и рассеянные по всем странам и континентам на протяжении почти  2х тысяч лет, находясь при этом в условиях сплошного враждебного окружения, не ассимилировались, не растворились среди других народов, подобно массе своих современников, а сохранили себя как нацию.

При всем при этом я, по своим убеждениям, атеист. Мне импонирует законодательно закрепленная в Израиле свобода вероисповедания. И потому же мне враждебны искусственно привнесенные в 21й  век средневековые религиозные догматы, взятые на  вооружение партиями  ультраортодоксального сектора  ЩАС и Еврейство Торы для  оболванивания своей паствы, что имеет место в среде ультраортодоксов.

 

Эти партии возникли сравнительно недавно. В 80х годах прошлого века рав Овадия Йосеф образовал партию ЩАС сефардских , т.е.восточных ультраортодоксов-выходцев  из стран Северной Африки и стран Ближнего и Среднего Востока , а в 1992м году хасиды  из партии Агудат Исраэль и литваки из партии Дегель ха-Тора пошли на выборы единым списком в формате новой партии Яадут ха -Тора   ашкеназийских, т.е. выходцев из  Центральной и Восточной Европы –ультраортодоксов,

 

Нужно сказать, что парламентский  дебют этих партий впечатлил — в 1992м  году они получили 16 мандатов. Отметим также, что на выборах в Кнессет партии ультраортодоксов  всегда показывают весьма стабильные результаты: уж очень их электорат дисциплинирован. Так сказать, « говорящее  меньшинство» против «молчащего большинства»!  В чем же тут секрет?

 

Думается, что навряд ли в вопросах партийного строительства и формирования мировоззрения своего избирателя духовные руководители  харедим сознательно   руководствовались рекомендациями видного австрийского философа  Фридриха  Августа  фон Хайека (1899-1992г.г.):

 

 «..проще всего обрести поддержку людей легковерных и послушных, не имеющих собственных убеждений. Таким образом, ряды тоталитарной  партии будут пополняться людьми с неустойчивыми взглядами и легковозбудимыми  эмоциями».

 

Но вожди этого сектора действуют именно по этому рецепту и делают всё  для воспитания своего электората в таком духе.

 

Итак, образование..  Давно известно, что чем более образованы и интеллектуально  развиты члены общества, тем более разнообразны их взгляды и вкусы и тем сложнее  ожидать от них единодушия в понимании любой конкретной ситуации. Поэтому  единообразия взглядов следует искать в тех слоях общества, для которых характерен  низкий моральный  и интеллектуальный уровень и примитивные вкусы.

И с этой задачей  успешно «справляется» система образования  харедим: в учебных программах сектора  отсутствуют базовые курсы по математике, английскому языку и обучению на  компьютерах. В результате, по данным ОЭСР-организация экономического сотрудничества и развития — сегодня только 10% харедим имеют аттестат о среднем образовании (для сравнения: в целом по стране багрут имеют 70% окончивших среднюю  школу, т. е. с разницей в 7 раз, а не так давно, в 2009 году, — эта разница составляла только 4 раза, так что ситуация со временем лишь усуглубляется).

 

Ни в одной другой стране мира правительство не позволяет клерикалам в такой  степени брать под свой контроль образование ,  как в Израиле:  по утверждению доктора  Лотема Перри Хазана из Хайфского университета:

 

   «учебные программы еврейских  ультраортоксальных школ в США, Англии, Бельгии ничем не отличаются от светских».

 

Уж там-то, наверняка, изучают и математику, и английский, и компьютеры.

Не лучше положение в учебных заведениях рангом повыше – йешивах, где основные общеобразовательные дисциплины тоже не изучаются, или, в лучшем случае  — изучаются на уровне факультативов. Основное же внимание уделяется изучению религиозных  догматов, в том числе и таких, что изучение Торы приравнивается к службе в армии.

 

Наверное, Давид Бен Гурион трижды перевернулся в гробу, если бы мог  предположить, что количество студентов в йешивах, которым он согласился на заре становления Государства – 400 человек – дать освобождение от армейской службы, увеличится настолько, что уже в 2005 году под освобождение от службы в армии попадёт около 40 тыс. ешиботников, в том числе более 7,0 тыс , достигших 18ти летнего возраста ( в настоящее время, по статистике, в йешивах и колелях обучается 139 тыс. человек, из них  90,5 тыс –это женатые люди !)

Таким образом, часовой механизм заложенной более 70 лет назад бомбы замедленного действия продолжает исправно действовать  и сейчас, отсчитывая время, работающее явно не  на пользу Израиля!

 

Огрехи и недостатки в образовании харедим не дают им возможность быть востребованными на современном  рынке труда. Сегодня и служба в армии и работа с высокими технологиями. даже на рядовых должностях требует полного аттестата зрелости, а имеющийся уровень  образования не позволяет ультраортодоксам получить достойную работу и платить  налоги. Даже спецпроекты не помогают:  открытие  в  Араде   высокотехнологичного  производства с целью привлечь к работе компактно проживающих там гурских хасидов  закончилось неудачей: рабочую силу требуемой квалификации пришлось привлекать из  других городов.

 

Итак, резюме: неуклонно растущее, в геометрической прогрессии, население харедим,  с многодетными семьями, не имеет достойного образования, а потому лишено возможности получить работу с достойной оплатой и, как следствие, имеет низкий доход, а потому за чертой бедности проживает более 45% контингента. Но ведь именно этого  добивается партийное руководство ШАС и Еврейства Торы: оно получает в свое  распоряжение послушный электорат, которым легко манипулировать ввиду его низкого образовательного уровня; электорат с низким доходом, а потому крайне нуждающийся в социальных  пособиях, льготах из госбюджета, получение которых гарантируется при условии, что он –электорат — будет исправно выполнять порученную ему роль «винтиков» в машине  голосования.

 

И эти слои общества, малообразованные и не востребованные потому на современном  рынке труда, идут за своими лидерами не только к избирательным урнам, но и для участия в уличных  демонстрациях и столкновениях с полицией по любому поводу и просто без него (подробнее об этом немного позже).

 

При всём при этом, в статье утверждается, что не корректно экстраполировать  отрицательные качества отдельных представителей ультраортодоксов на всю общину  (община, мол, в целом состоит из хороших людей). Спрашивается: откуда же берётся эта  массовость участия в демонстрациях и поголовном голосовании? Вопрос риторический.

 

Делаем ещё  одно отступление, но строго в рамках  заданной темы: просто очередные заметки на полях.

В нашей статье  наличествуют как бы две сюжетные линии: существует ли русский антисемитизм в Израиле и о месте ультраортдоксальной  общины в израильском гражданском обществе.

 

В формате   первой темы.  В статье  г-жи Софии  Рон  рассматривается очень,  на мой взгляд,  интересное  явление, а именно:

 

Русские  харедофилы против русских харедофобов.

 

Условно говоря, харедофобы – это те, чьи сайты, (разумеется, русскоязычные! ) так отчаянно ругает доктор филологии  и из которых она черпает аргументы для доказательства своей концепции о русском  антисемитизме, а вот харедофилы – это ярые поклонники и защитники харедим, которые  выражают свои симпатии к харедим на своих, разумеется, тоже русскоязычных сайтах.

И вот тут мы сталкиваемся с интересным явлением,  суть которого коротко можно обозначить народной мудростью: это

Гора родила мышь.

      Дело в том, что ультраортодоксы в подавляющем большинстве своем не  знают русского языка и уже поэтому критика и проклятия, несущиеся, как утверждается ,  с русскоязычных сайтов, просто не достигают адресата. Их видят и читают только представители русскоязычной общины, в том числе, и харедофилы,  которые грудью  становятся на их защиту. По сути дела, имеет место полемика между русскоязычными противниками и сторонниками ультраортодоксов. Тут даже бытовым антисемитизмом не пахнет!

А   Елена Римор, анализируя и систематизируя сайты харедофобов,  предпочитает полностью игнорировать сайты харедофилов;  иными словами, указывая  на соринки в глазах одних, в упор не видеть целые бревна в глазах других.

Во-первых, это не корректно, а, в во-вторых, там есть на что посмотреть.

Вот какие цитаты из сайтов харедофилов  приводит в своей статье София Рон:

 

      Важно, чтобы мы, евреи, любили и уважали нашу тысячелетнюю традицию.  А она такова: чтобы мы, евреи, носили всё черноё; чтобы мужчины  всегда, а не только в синагоге сидели отдельно от женщин; чтобы мужчины  не работали, а учились в йешиве в массовом порядке и получали от государства дотации; ну  и, само собой, призывать евреев в армию  так же нехорошо,  как Николай Первый Палкин призывал кантонистов.

    Поэтому менять в Израиле ничего нельзя, а кто требует   так или иначе изменить сложившийся порядок в отношении  государства к ультраортодоксальной общине, — тот антисемит!

 

Сказано, как припечатано: коротко и ясно – антисемит!

 

К написанному выше, со своей стороны, могу  тоже добавить кое – что, с чем сталкивался сам, лично, на подобных сайтах.                                 Я только хочу сделать одно дополнение к написанному выше: если авторы процитированных   «харедофильских» сайтов, по утверждению Софии  Рон, люди, мягко выражаясь, не очень обременённые познаниями в области богословия, то о харедофилах , с которыми довелось полемизировать мне, этого не скажешь: они – люди грамотные, а некоторые из них — даже с учеными степенями в таких сугубо материалистических областях науки  как физика.

 

Полемика эта затрагивала две темы: образование и трудовая занятость в ультраортодоксальном  секторе.                                                                               Одни оппоненты утверждали, что харедим, обучаясь  по современным программам  и йешивах и колелях и заканчивая их, приобретают знания, которые помогают им при контакте с требованиями современного рынка труда, отстаивать «великую важность знаний, приобретенных в йешивах».

Другие – настаивали на том, что учёба в йешивах делает человека духовно богаче и одухотворённее, третьи – вообще уверяли, что учёба ультраортодоксов олицетворяет еврейский характер государства и поэтому их госфинансирование, преференции и социальные льготы оправданы.

 

Замечания же  мои о том, что для демонстрации еврейского характера государства и прочих подобных целей вполне достаточно тех 400 человек, которым Бен – Гурион готов был предоставить такую возможность, а сегодня эта цифра возросла почти до 140 тыс, что  ложится тяжким бременем на рядового   налогоплательщика, остались без ответа .

Подобная же реакция была на замечание, что духовное богатство человека не освобождает его от обязанности быть участником рынка труда; равно, как и на вопрос почему же  «великая важность знаний, приобретенных в йешивах», оказывается не востребованной на рынке труда?

 

Были и другие харедофилы, на грани фанатизма. Например, один оппонент требовал  знания соблюдения запретов и ограничений в объёме  чуть ли не всех 613 заповедей, а другой усиленно, прямо – таки по – мессиански – призывал изучать талмуд – источник знаний!

 

Я тоже не называю поименно авторов этих постов, но уверен, что они себя узнают при ознакомлении со статьёй. Этакий секрет Полишинеля: «этот  Севастополь на берегу Энского моря».   А поступаю так потому, что считаю некорректным оспаривать право людей высказывать свои взгляды. Хотя…хотя,  откровенно говоря, в глубине души считаю более 75% своих оппонентов ханжами, именно в том смысле, как это трактует Толковый словарь Ожегова,  т.е.  лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью: ну, не может человек, сделавший научную карьеру в физике, искренне исповедовать средневековые догматы.  Не может!   На том стоим!…

Но это, повторюсь, не для озвучивания и не для гласности, это мысли «не вслух».

    Порядком затянувшееся  отступление завершено, но это всё в формате основной темы.

 

Итак, продолжим  линию  основного сюжета заданной темы. Так чем же ещё  опасна политика, которую в своих корыстных целях исповедуют партийные боссы ультраортодоксов?

Она  наносит непоправимый вред не только их электорату, но и всему гражданскому обществу и даже Государству Израиль в целом. Не будем голословными, докажем и это с цифрами и фактами в руках.

 

Относительно  ультраортодоксального сектора.. На протяжении всей истории  религиозные евреи разных течений во всех странах зарабатывали на жизнь упорным  трудом: сама жизнь принуждала к этому. Но в Израиле на рынке труда их очень немного: выше мы  уже показали, кто виноват в этом.    А  согласно расчётам Международного Валютного Фонда – МВФ — причиной слабости экономики Израиля является  не  участие почти половины  мужчин — харедим в экономической жизни страны, тогда как в целом по стране –  в  экономике трудятся 72% её населения. И, как следует из тех же расчетов, участие этого сектора в производительном труде в масштабе  других категорий населения дало бы  прирост ВВП на 15%.!

 

Так почему все-таки эта половина не работает? Очень просто: система приоритетов,  принятая в секторе, делает  невыгодной  работу.           Выйдя на работу, харедим теряют  значительную часть преференций, гарантированных государством и принятых под нажимом ультраортодоксального лобби в кнессете: это пособия, льготы и стипендии,  которые получают студенты йешив и колелей; например, очутившись на рынке труда, многодетный учащийся колеля теряет почти 5,5 тысяч шекелей, т. е. сумму, которую   он  навряд  ли заработает там ввиду отсутствия у него необходимого образования и соответствующих трудовых навыков.                                                                         Поэтому он предпочитает всю жизнь изучать Тору, превратившись в заложника партийных боссов и беспрекословно выполнять указания раввинов в надежде получать от них выбиваемые у правительства очередные субсидии.

 

Так их электорат морально развращается в нужде и безделье!

 

(Замечу в скобках: все эти  преференции-за счёт налогоплательщика! Так что не стоит оскорбляться  за, якобы, незаслуженные уничижительные эпитеты в адрес харедим.)

 

Скажу прямо:   мне их  чисто  по- человечески  жаль.  Могут ли люди, находящиеся на  иждивении и тотально зависящие от ссуд, льгот и привилегий, претендовать на  те  же  права, которыми обладают занимающиеся производительным трудом их сограждане?  Ведь если представители светского сектора считают, что живут в справедливом обществе,  а их низкий социальный статус-это следствие простого невезения или сознательного  выбора, то ультраортодоксы  предпочитают  считать, что они живут в мире, которым правят  враждебные им люди.

Такие взгляды насаждаются руководителями ультраортодоксов.              Так, не очень давно  глава сефардов раввин Ицхак Иосеф, сын основателя партии ЩАС Овадии Йосефа,  заявил, что

 

   «среди репатриантов из бывшего СССР много гоев, коммунистов, ненавидящих иудаизм и являющихся частью определенного мировоззрения, пустившего  прочные корни в среде религиозного истеблишмента».

 

А партийные боссы ультраортодоксов,  реагируя на поднявшуюся волну возмущения в израильском обществе, целиком и полностью  поддержали раввина,  внося  таким образом свою лепту в раскол общества.

И, чтобы завершить тему пагубного влияния идеологов ортодоксов на свою общину,  ещё несколько слов о проблеме образования.

 

Евреев всегда считали «народом Книги». Ведь для того, чтобы изучать Тору, как это предписывают каноны иудаизма, надо быть грамотным: несомненно, это сыграло  значительную роль в том, что в диаспоре, как уже подчеркивалось выше, на протяжении  двух тысячелетий евреи сохранили свою идентичность. Но, подвергаясь многочисленным  ограничениям и запретам со стороны властей, евреи были лишены возможности в массе своей получать достойное образование. И только в последней четверти 19 века в Европе им были предоставлены равные с христианами права ( в Германии, например, это  произошло в 1870 году, когда канцлер Пруссии Отто Бисмарк объединил разрозненные  германские княжества в единую империю), и евреи, после 1900 лет бесправия, получив  возможность посещать университеты, за 20-25 лет стали самой образованной нацией в Европе и внесли исторический вклад в сокровищницу мировой культуры и науки.

Достаточно озвучить тот факт, что в дальнейшем, более  трети  Нобелевских лауреатов-это евреи, граждане разных, в том числе,и европейских стран.

 

Поэтому, необразованность харедим — не от желания последних не учиться и  оставаться невеждами в наш просвещённый век: это результат безответственной политики  раввинов, которая принуждает их паству пребывать в невежестве —  так легче  манипулировать массами. Но это не только безответственная, но и опасная политика для всего еврейского народа. И вот почему.

 

Уже сейчас существует историческое наследие ультраортодоксов  (ведь такое  положение длится десятилетиями!)  в части образования:  сектор накапливает многолетний  социальный опыт жизни в виде так называемой долговременной памяти, которая  передаётся от поколения к поколению и приобретает характер длительно действующего  фактора.

 

Это можно уже сейчас наблюдать в общине чернокожего населения США. Процент не заканчивающих школу в 1990 году: афроамериканцев –12,1%, а  в целом по стране – 5,2%, а в 2018 году эти цифры были уже соответственно- 13,2% и 7,4%. Вы помните приведенные выше цифры не получивших багрут в  Израиле  харедим  и  в  целом  по  стране?  Пугающее сходство!

 

Об этом же пишет и София Рон в своей статье:

 

     Руководство харедим в Израиле в точности освоило и с успехом воспроизводит нарратив мусульман в Европе и афроамериканцев в Штатах. Нарратив угнетенного меньшинства, которое имеет право на неприкосновенность, экстерриториальность и госфинансирование, потому что – жертвам дискриминации положено. А всякий, высказывающийся против требований этого  меньшинства,- ксенофоб,  хейтер и колониалист.

 

А что получается в результате?  Например в США. И только в области образования, остальных аспектов проблемы не касаемся пока..                                                Несмотря на наличие там режима наибольшего  благоприятствования для афроамериканцев, принятый ещё в 1965 году «Закон об утвердительном действии» и в развитие его Исполнительный приказ №11426 прямо  предписывает Министерству образования при приеме на учёбу в ВУЗы учитывать не  только результаты школьных оценок и способности к учебе, но и расовые признаки, т.е. отдавать предпочтение  чернокожим, так сказать, проявлять  «немного»   запаздавшую  политкорректность.

А результат такой: в 1983 году в университетах США проводилось тестирование студентов по программе SAT и только 600 афроамериканцев из 60 тыс, т.е. 1% ( один!  Каково? ) получили максимальный балл!

 

А если подобную перспективу спроецировать на ситуацию в Израиле? Как будет выходить из подобного  положения израильское общество? …        Да, ошибки прошлого мучительно трудно  исправлять в настоящем, но еще сложнее, если это откладывать на будущее.

 

Далее… Об отрицательном влиянии ортодоксальной идеологии на израильское  гражданское общество… Мир израильской политики никогда не отличался особой  гармонией, но если раньше политические деятели могли сесть за стол переговоров и найти общий язык, то сегодня израильское общество всё больше и больше полагается на  силовые приёмы как типичная ближневосточная страна. И огромный вклад в этот феномен внесли ультраортодоксы своей беспринципностью и стремлением навязать свой  образ жизни другим категориям населения.

 

Один пример: уже на второй день после  выборов – 2015 было объявлено, что у Стены Плача запрещается по субботам пользоваться смартфонами и фотоаппаратами

А в нынешнюю предвыборную кампанию один из лидеров  ультраортодоксов Арье Дери чувствует себя хозяином положения и предлагает свои услуги в деле формирования правящей коалиции после будущих  мартовских  выборов. Уверенность в своём лидирующем положении дают ему неизменные 15 – 17  мандатов, что выглядит критической массой на фоне сплошной мозаики мелких парламентских фракций, возникающих вследствие различных факторов, в том числе, и увеличения количества новых партий, возникающих, как правило,  из-за  желания общества избавиться от режима личной власти нынешнего премьера, за которым стоит Ликуд.

 

Не буду даже напоминать об ультиматумах обществу и правительству о запретах на торговлю и пользование общественным транспортом по субботам; запретах на производство неотложных  аварийно-восстановительных работ, включая трансфер негабаритных грузов по дорогам  страны по субботам (достаточно вспомнить эпизоды с перевозкой турбины и с монтажом  пролетного строения моста через железную дорогу), хотя всем понятно, что перенос  выполнения некоторых из этих мероприятий на будни настолько парализует жизнь страны, мешая нормальной работе в том числе, и пожарной службы, и неотложной медицинской помощи, и полиции, и армии, что ставит под угрозу спасение человеческих  жизней, т. е. нарушает еврейский же закон  «пикуах нефеш»: жизнь человека – высшая ценность.( Не будет излишне напомнить, что не так давно рав Лицман, будучи ещё в ранге  руководителя Минздрава, угрожал выступить с законопроектом о запрете добычи углеводородов на газовых платформах в субботу.                              Что тут скажешь?…Можно только порадоваться отсутствию в Израиле металлургической промышленности: длинная рука хранителя святости субботы могла дотянуться и до требования прекращения работы в субботу доменных и  мартеновских печей – специалисты знают, чем это чревато!

 

И это стремление харедим навязать свою идеологию остальному обществу, именно светскому и умеренно — религиозному сектору, — уже не просто вторжение в частную жизнь граждан, оно чревато опасностью для самих устоев жизни, т.к. затрагивает интересы 88%  общества — происходит при полном попустительстве государства, а правительство делает вид, что не замечает нарастания напряженности в израильском обществе: у  главы правительства всегда было  только одно желание — любой ценой сохранить свою должность, гарантирующей ему иммунитет от судебных преследований.

 

А бесконечные требования увеличить финансирование сектора ультраортодоксов  под  угрозой выхода из правящей коалиции – и обвалить правительство. И правительство  Нетаниягу, озабоченное, как мы уже говорили, только своим выживанием, послушно выполняло все эти требования. Несмотря на общее сокращение бюджета, харедим уже получили в 2019 году на свои потребности дополнительно 1,224 млрд шек, а совсем  недавно, в условиях финансового кризиса из-за эпидемии коронавируса – ещё 400 млн. шек. на те же йешивы! (Надеюсь, читатель помнит, что по этому поводу писала  София Рон  парой абзацев выше).

 

Как же злободневно на этом фоне звучат слова видного советского

диссидента Александра Зиновьева, написанные без малого полвека назад в книге  »Зияющие вершины»:

 

    «Чем выше уровень социальной защиты, тем ниже эффективность  экономической деятельности общества»

 

Ну, прямо один к одному,  о  наших ультраортодоксах!

 

Что же можно сказать в итоге  о цене уступок этому сектору и создания для него режима наибольшего  благоприятствования со стороны правительства и кнессета, которые уже на протяжении  длительного времени превратились в заложников харедим?

 

Дело в том, что Израиль ускоренными темпами идет к созданию теократического  государства.  Влияние ультраортодоксальных кругов не имеет аналогов в Европе и США. Возрастающую роль теократии в стране лидер партии Мерец назвал «талибанизацией», имея  в виду реакционное религиозное движение в Афганистане.

Характеризуя другую сторону  идеологии  ультраортодоксов, а именно— иждивенчество, профессор Дэн Бен-Давид из Тель-Авивского университета утверждает:

 

      «Израиль может исчезнуть через пару поколений, так как зависимость их ( ультраортодоксов ) от израильской системы социального обеспечения  ведёт к быстрому спаду экономики».

 

И при этом, дестабилизируя обстановку в обществе и стране в целом, харедим в штыки воспринимают любую критику в свой адрес, считая это антисемитизмом (прямо-таки в духе концепции анализируемой статьи ). Так, депутат Кнессета от партии Яадут ха-Тора  Исраэль Айхлер прямо заявляет:

 

       «Если богобоязненных евреев (т. е. харедим) выделяют в

отдельную группу – это антисемитизм».

 

Как видите, депутат даже попытку рассматривать их как отдельную категорию населения  со своими особенностями и отличительными чертами не приемлет категорически: мы выше подозрений, мы непогрешимые. Нет бы ему прислушаться к словам польского  писателя Стефана Гарчинского:

 

«Религия, не идущая на компромиссы, не может быть всеобщей»

 

И даже разумный и прагматичный призыв Либермана к харедим: «Живите сами, как хотите, но не мешайте жить другим!» даёт им основания причислять его к лагерю антисемитов. Видно, не без причины   ультраортодоксов  в  Израиле считают самыми стойкими борцами за свои «права»!  Как говорится, их бы энергию да в мирных целях!

 

Рассматриваемые в статье взаимоотношения харедим и русскоязычной общины затронули и эпидемию коронавируса в Израиле. И здесь статья построена по тем же правилам — опора на комментарии маргиналов на русскоязычных сайтах. Ещё бы – там можно найти «факты» на любой цвет и вкус, там есть всё, кроме   политкорректности.   Разве можно строить свои обвинения всей общине на такой шаткой основе!?..

 

И тем не менее, невозможно опровергнуть то, что именно в тех городах Израиля, в. населении которых наиболее высок процент ультраортодоксов, имеет место самая  высокая степень зараженных и самая высокая смертность. Это —  Иерусалим и Бней – Брак (в этих  городах  их проживает до 44%),  Ашдод, Бейт- Шемеш ( здесь поменьше – до  22% ) и др. Именно здесь  десятки тысяч харедим по призыву своих духовных наставников из числа раввинов участвуют в кампаниях гражданского  неповиновения в синагогах и йешивах, результатом чего является то самое запредельно  высокое число заражений и смертельных случаев. По данным Минздрава  от 24.09.20, как  сообщает 12 канал ИТВ, если среднее по Израилю  (без учёта харедим и арабов ) число заражённых составляло тогда  9,7%, то среди  ультраортодоксов  оно составляло более 26%!

А в настоящее время, когда в стране проводится кампания сплошной вакцинации населения, по сообщению портала НЭП от 8.01.21., данные Института изучения общественного мнения « Маагар шохот» свидетельствуют: если прививку от коронавируса  намерены сделать 57% светского еврейского  населения страны, 35%  арабов, то в ультраортодоксальном   секторе число желающих  едва  достигает 25% !

Потому что харедим предпочитают следовать указаниям не Минздрава, а  своих духовных  лидеров! Например, рава Каневского!

 

Буквально это же фиксирует в своей статье София Рон, описывая позицию харедим в этом вопросе:

 

       Настоящий еврей – это хареди. И если ему надо решить в разгар эпидемии,  надевать ли ему маску, сколько гостей приглашать на семейное торжество, открывать ли школы, он спросит не Минздрав, а раввина, потому что  именно так поступает настоящий еврей.

 

За примерами далеко ходить не надо: по сообщению сайта Israel.info от 16.09.20, гурские  хасиды были готовы к войне с полицией из-за намерения властей закрыть Иерусалим и ввести там комендантский час, что могло   помешать ультраортодоксам со всех концов Израиля посетить на Рош а-Шана крупнейший в стране хасидский двор адмора Яакова Арье Алтера для совместной молитвы. А по сообщению сайта  ультраортодок- сальных   новостей  «Харедим-10» от того же числа,

 

«согласно постановлению Совета мудрецов, учащиеся  йешив продолжат учиться».

 

Но ведь очень много людей, имевших контакт с  заражёнными, сами становятся вирусоносителями и заражают других. Цепная реакция   успешно продолжается…

Получается, что посетители сайта «Вести», которых так яростно обвиняет  анализируемая статья в развязывании ненависти к харедим, не так уж не правы в обвинениях последних в том, что они заражают светское население: конечно, нужно  изменить мотивацию ультраортодоксов – они не специально превращают себя в носителей вируса для этой цели, а в силу своего средневекового мировоззрения, навязанного им их духовными пастырями.

Но, объективно, конечный результат один..

 

На этом завершим разбор статьи Елены Римон: мне лично кажется, что нам удалось снять обвинение с русскоязычной общины Израиля в развязывании антисемитизма путем   необоснованной  демонизации  ультраортодоксального  сектора.

 

Да, на этом рецензию можно считать завершенной, но это ещё не конец нашей статьи.

Сделаем вывод, и сделаем его словами из статьи Софии Рон:

 

      В реальности никакого  антисемитизма в Израиле нет, и априори быть не может: ведь евреи в этой стране являются титульной нацией. А в антисемиты лоббисты харедим записывают своих противников во внутриизраильском и…внутриеврейском дискурсе. 

      Но  есть спор о месте ультраортодоксальной общины в современном израильском обществе

 

А вот почему речь идет именно о « русском антисемитизме» по отношению к ультраортодоксам?  Об истинной причине  статья г-жи Римон  лукаво умалчивает, сводя всё к « невежеству русскоязычных люмпенов». Так ли это?

 

Попытаемся и мы внести свой вклад в объяснение сей проблемы.

Вообще, каковы корни этой напряженности в отношениях между этими двумя, кстати,  самыми  обездоленными  общинами  израильского  общества?

 

« Бытие определяет сознание» — от этого  марксистского постулата никуда  не деться, как бы мы не относились сегодня к Марксу. Именно этот принцип многое объясняет, на наш взгляд.

 

  1. Не секрет, что ультраортодоксы – сефарды, выходцы из стран Третьего мира Северной Африки и Ближнего Востока , прибывшие в Израиль в 50е  годы прошлого века, были встречены, мягко. говоря, не лучшим образом и им досталось место внизу социальной пирамиды: выполнять самую черную и низкооплачиваемую работу. Такое положение сохранялось десятилетиями, и их новые поколения, не имея возможность получить достойное  образование, также  оставались у подножья этой социальной пирамиды.

 

  1. Эта политика « разделяй и властвуй», успешно опробованная израильским истеблишментом на «мизрахим», ещё с большим успехом была применена по отношению к олим из бывшего СССР. По приезду в Израиль  «русские» вынуждены были конкурировать на рынке дешёвой рабочей силы и с  палестинцами и с «мароккан- цами», причём не только за рабочие места, но и за получение социальных пособий и социального жилья.

 

На полях  сделаем пометку.  Нельзя сказать, чтобы  в отношении русскоязычной алии политика израильских  «верхов» отличалась особой государственной мудростью. Если приехавшие в Израиль сефарды, на месте прежнего проживания в странах третьего мира находились на обочине  получения образования и профессии, то среди трудоспособного контингента «русских» олим  60% имели высшее образование, но власти попросту растранжирили это  бесценное достояние в лице десятков тысяч инженеров, врачей и педагогов, и сейчас в стране наблюдается острый дефицит этих специалистов: таковы последствия политики близорукости и пофигизма верхних эшелонов власти.

Но вернемся к нашей основной мысли.

Существенно потеснив «мизрахим» в этом секторе рынка труда,  «русские», естественно, вызвали у последних не самую дружественную реакцию,  которую партийные боссы  ультраортодоксов  весьма умело подогревали: выше уже приводилось высказывание рава  Ицхака Йосефа; а  сколько «компромата » сливали  даже солидные издания израильских СМИ на нашу алию –тут и проститутки, и даже инцест (это уже вотчина  г-жи Оры Намир!  Помните  её в ранге министра труда ?), и мошенничество и пр.

  1. Есть ещё одна причина, на наш взгляд, негативного отношения ультраортодоксальной  верхушки к нашей общине – это атеизм большой части «русских». Тут уж ничего не поделаешь: рождённые и проведшие значительную часть жизни в стране воинствующего безбожия, которое формировало наше мировоззрение  на протяжении  жизни нескольких поколений, мы уже до гробовой доски не  « вернемся к ответу». И это надо принимать как данность, а не пытаться нас перевоспитать. Но ультраортодоксы  с их религиозной нетерпимостью, да ещё науськиваемые  своими духовными пастырями, никогда не страдали излишней толерантностью…

 

Так что у нас  есть все основания обвинять руководителей  харедим в лице их лидеров Дери и Лицмана и партийной верхушки ШАС и Еврейства Торы в развязывании  оскорбительного  отношения  к  нашей  общине,  как-то: требование  МВД и раввината о генетической проверке на еврейство репатриантов из бывшего СССР,  в результате чего только за 6 лет около 17% евреев были лишены права называться  евреями в своём еврейском государстве, куда они приехали на основании Закона о  возвращении, пройдя уже проверки в соответствующих инстанциях. А это разве не  антисемитизм? Кстати, некоторые из этих людей в своё время уже были лишены  гражданства.. советского.   Прямо, как в рубрике «Нарочно не придумаешь»:

                  свой среди чужих, чужой среди своих.

       Все вышеперечисленное, по-моему, объясняет, почему Елена Римон  позиционирует якобы имеющий место в Израиле антисемитизм как русский, ссылаясь при этом на  такой « железный » аргумент,  как высказывания  русскоязычных  сайтов, о чем уже было сказано выше более подробно.

 

Вполне естественно, что политика  наибольшего благоприятствования для  харедим за счет всего израильского общества, проводимая  правительством  Нетаниягу, вызывает чувство протеста, которое находит своё отражение в такой форме. Но это всего лишь отдушина для «выхлопа« отрицательных эмоций, а не инструментарий для формирования государственной политики. Государственная политика формируется кнессетом и правительством, а она-то имеет совсем противоположный  вектор!

 

А теперь о месте общины  ультраортодоксов в израильском гражданском обществе.

Мы довольно обстоятельно показали , опираясь на цифры и факты, почему ультраортодоксы  не  являются, мягко говоря, друзьями Израиля и объективно наносят ему вред, соизмеримый по величине с ущербом, получаемым от врага и попутно дали ответ на вопрос: «Кто виноват?».

 

Но необходимо дать ответ и  на второй исконный вопрос: «Что делать?»

А это гораздо труднее.

На первый взгляд всё просто: надо воспользоваться рекомендацией российского писателя  Михаила Веллера:

 

«Для стабилизации системы она должна избавиться от  дестабилизирующих элементов, могущих по своей воле влиять на её равновесие».

 

Иными  словами, надо избавить электорат ультраортодоксов от идеологии и разлагающего влияния их партийной верхушки, т.е. этих самых «дестабилизирующих элементов»

 

Это очень трудная задача. Трудная, но не невыполнимая задача, решение которой,  однако, потребует много времени. Сколько конкретно, сейчас, по крайней мере, сказать трудно, но инструментарий известен: он содержится в двух пунктах прежней  предвыборной  программы партии НДИ. Вот эти пункты:

 

  1. принятие закона о призыве на армейскую и альтернативную службу учащихся йешив с теми конкретными деталями, отказ от принятия которых блоком правых привел к сентябрьским выборам-2019г.
  2. Включение в учебные программы школ, йешив и прочих учебных заведений ультраортодоксов  курса  математики, английского языка и компьютерного обучения.

 

Надо отдать должное  лидеру НДИ: казалось бы, ну чего ради, в предвыборную программу, которая, по всем канонам, должна соответствовать,  в первую очередь, интересам  своего электората, он записывает пункты , не имеющие к этому никакого отношения?

А потому записывает, что мыслит как  государственник, понимает их значимость для страны в целом.

 

Небольшой комментарий:  Никакая ругань, никакие громы и молнии на головы  ультраортодоксов  не смогут вывести этот электорат из-под влияния раввинов и прочего руководства сектора — опыт прошлых выборов, в частности выборов -1999, говорит об  обратном, — потому что партийная верхушка и её электорат, в силу уже приведенных выше причин, представляют собою настоящий симбиоз,  т. е. форму  взаимовыгодного сосуществования разных социальных групп. И разорвать это сосуществование просто так невозможно.

 

И, наоборот, опыт, пусть пока и небольшой, говорит о том, что ультраортодоксы, прошедшие  обязательную армейскую службу, решительно рвут свои связи с прошлым вассальным  положением.

Дело в том, что армия в Израиле – это не только инструмент защиты Отечества от врагов, но и инструмент социальный : если прошёл армейскую службу – ты вписался в  израильское общество,  ты –свой. Именно этого не приемлет идеология  харедим, согласно  которой принципиально важно стоять особняком, не смешиваться с гражданским  обществом, которое  основано на других ценностях ( недаром, раввины предают анафеме  солдат — выходцев  из йешив и призывают своих прихожан чуть ли не к суду Линча над  этими  военнослужащими: раввины отлично чувствуют, откуда для них идет опасность).

 

Ну, а со вторым пунктом проще: люди, получившие достойное образование, получат и достойную работу и, следовательно, обретут экономическую независимость и возможность выйти из унизительного положения «винтиков» в машине голосования на  благо элиты ультраортодоксов.

 

Повторюсь, это долгий и сложный процесс,  рассчитанный на смену поколений, но иного пути просто нет. Но, если НДИ получит возможность после «очередных внеочередных» мартовских — уже 2021 г.  выборов в кнессет продиктовать свои условия будущей коалиции ( а для этого нужны дополнительные мандаты ), может быть, наконец, «процесс пойдёт»

 

Подведем итоги, на сей раз окончательные.

 

Первое. Антисемитизма в Израиле нет: ни на бытовом,  ни на государственном уровне априори, нет и быть не может.  Есть спор в русскоязычных сайтах между харедофобами и харедофилами о месте ультраортодоксольной  общины в израильском обществе; спор, который уважаемый доктор филологии Елена Римон некорректно принимает его за русский антисемитизм.

Второе.  В ранге  государственной политики  необходимо срочно провести мероприятия, которые могут изменить статус – кво  ультраортодоксального  сектора; деятельность этого   сектора приносит такой вред  Израилю, что объективно позиционирует его как врага государства.

 

И ещё буквально два слова о том, как сами ультраортодоксы оценивают  свое положение в израильском обществе, что говорят  они сами по  этому поводу.

На портале «Детали» 18.01.21. опубликованы результаты опроса населения страны, проведенных  Израильским институтом демократии на тему: «Что думают граждане Израиля о своей стране?»

Вот некоторые из них:

  1. Израиль – хорошее место для проживания?

Положительно  отвечают  92%  ультраортодоксов  и умеренно  религиозных;  80% — соблюдающих традиции, и 65%  светского населения.

  1. Удовлетворены ли вы настоящей ситуацией в стране?

Ответы  положительные  соответственно: 68%; 61%; 33%; 27%

  1. На вопрос, каков баланс между демократическим и еврейским характером государства в Израиле, 72%  ультраортодоксов  ответили, что демократическая составляющая  слишком  велика.

 

Анализируя данные опроса, можно сделать однозначный вывод, что харедим  не разделяют беспокойства защитницы их интересов  г – жи  Римон и, судя по всему, не очень – то нуждаются в этом патернализме. Так что, не извольте беспокоиться.

 

И вспоминаются строчки поэта: «Кому живется весело, вольготно на…»

А ответ напрашивается один’ «Харедим!»

      Теперь — толкование заголовка. В своём выступлении по телевидению 13 ноября 1969 года тогдашний  президент США  Ричард Никсон, желая подчеркнуть, что демонстрации против войны во Вьетнаме не отражают мнение всего американского народа, призвал «великое молчащее большинство» американцев поддержать своего президента.

 

Иносказательно это означает, что у большинства  граждан страны, которое  непосредственно не участвует в политической деятельности в отличие от «говорящего меньшинства», в нашем случае – ультраортодоксов,  —  организующего пикеты, демонстрации и шествия, тем не менее, всегда имеется возможность озвучить свою позицию на выборах, определяя  таким способом судьбу своей страны.  И инструментарий для этого – право голоса –даёт ему демократия.  И я искренне надеюсь, что  народ Израиля использует эту возможность в марте  с.г  самым достойным образом!

 

Добавить комментарий