Валерий Гарбузов, директор Института США и Канады. Чего ждать от Байдена
Реальность такова, что позитивной повестки нет, только негативная — и она наматывается на санкционную спираль. Отсутствие диалога порождает атмосферу взаимных обвинений. Она полностью должна быть исключена из медийного пространства, из риторики политиков, потому что это формирует общественное мнение. А он плохое: благодаря этому в России формируется антиамериканизм, а в США — антироссийские настроения.
Что касается новой внешнеполитической команды Байдена, то она формируется из людей, прошедших огонь, воду и медные трубы в администрации Обамы. Тот же Блинкен — человек достаточно искушенный в мировой политике, в международных отношениях. И на российском направлении он оставил много следов, формируя санкционный курс и политику сдерживания, которой стала следовать Америка после присоединения Крыма к России.
Западноевропейские союзники США, в принципе, удовлетворены итогами выборов в Америке в надежде на то, что с Байденом можно будет разговаривать и договариваться. С уходом Трампа те проблемы, которые он привнес в отношения с союзниками, уйдут. Новая администрация будет строить отношения на основе взаимных интересов, чтобы слушать мнение другой стороны. Трамп ведь действовал в одностороннем порядке.
Проблему «Северного потока-2» можно разделить на две части. Первая — это проблема санкций как таковых. Ведь речь не только об антироссийских, но и так называемых вторичных санкциях, направленных против тех предприятий, которые действуют на территории американских союзников. Европейские предприятия, которые прямо или косвенно действуют в кооперации с Россией, могут быть выведены из-под санкций. Второй вопрос — что будет в отношении российских предприятий, которые включены в секторальные санкции. Это пока вопрос открытый, потому что в отношении России в Америке существует консенсус: политика сдерживания.
Источник: газета «МК в Питере» № 4 (1457), Валерий Гарбузов, Андрей Яшлавский.