Такие разные мечтатели Бертолуччи
Не так давно пересматривал фильм Бертолуччи «Мечтатели». В фильме три главных героя – двое французов (брат и сестра, близнецы) и один американец. Все трое очень молоды, но французы – на год старше. Когда тебе 18-19, это может иметь некоторое небольшое значение. Действие происходит в Париже, в мае 1968 года. Помните это время? Все трое влюблены в кино, знают его наизусть и постоянно воспроизводят сцены из старых фильмов, в том числе фильмов 30-х годов. Они большую часть времени проводят в парижской квартире, лишь изредка выбираясь в синематеку или за едой.
Париж между тем бурлит. Молодые люди в идее поддерживают молодежный бунт, но главное их внимание занято все-таки кинематографом. Но и до них доносится ветер с улицы – в переносном и в буквальном смысле этого слова: булыжник демонстрантов разбивает окно, и слезоточивый газ, примененный полицейскими против студентов, проникает в квартиру.
Постепенно намечаются противоречия в этой дружной компании. Французы целиком поддерживают демонстрантов, часто возбуждаемых откровенными леваками, кумиром которых является Мао Цзэдун. В квартире развешаны портреты Мао, и даже стоит его небольшой бюст. Именно председателя Мао считает брат-француз лучшим в мире режиссером, вдохновившим своими книжками и идеями миллионы китайцев. «Нет, — поправляет его американец, — не книжками, а одной книжкой». Здесь имеется ввиду знаменитый цитатник Мао. Идут также споры о войне во Вьетнаме, которая ведется в это время американцами. И здесь американец занимает более взвешенную позицию, чем его, всего на один год старшие, французские друзья.
Кризис окончательно разрешается, когда демонстранты начинают бросать в полицейских бутылки с зажигательной смесью. Французы включаются в это силовое противостояние с властями, а американский друг покидает их, он против «коктейлей Молотова». В большой степени он за юридическое разрешение проблем, в том числе и социальных. Такова, на мой взгляд, разница между европейцами, шедшими путями революций 1793, 1830, 1848, 1871 и других годов, и американцами, пережившими лишь одну революцию против английской королевской власти и одну гражданскую войну, но в целом остававшимися на позициях примата юрисдикции даже в самых сложных жизненных перипетиях, таких, например, как война во Вьетнаме или студенческие бунты 1968 года, где американские студенты выступали скорее сторонниками личной свободы, свободы любви и наркотиков, чем активными борцами против силовых структур власти.
Все вышесказанное было верно до некоторого времени, но не сегодня. То что сегодня мы видим в Америке, меняет бытовавшие у нас представления о ней. Анализ происходящих там событий можно прочитать в бумажной прессе и виртуальных медиа. Нас, кинозрителей и заинтересованных или незаинтересованных наблюдателей, все это оставляет пока в ожидании.