Кинокритик Антон Долин об образе Ленинграда в постсоветском кинематографе и о современной российской литературе
Москва с годами обретает все более расплывчатый и противоречивый образ, в отличие от Ленинграда-Петербурга, для отечественной традиции такого же архетипического города, как Париж для Европы и Нью-Йорк для Америки.
«Ирония судьбы» Рязанова утвердила это различие: вроде бы Москва и Ленинград идентичны, но чудеса могут случится только в Ленинграде. И по этой причине именно «Ирония судьбы» — обязательный атрибут Нового года, который специально реанимировали и подновили в версии Бекмамбетова… Магический поэтический ретро-Ленинград в «Довлатове», замороженный город в новейших «блокадных» фильмах, рок-н-рольный Ленинград восьмидесятых — это культурные мемы, устойчивые хронотопы нашей культуры. Иногда даже кажется, что именно они привлекают сценаристов и режиссеров, а сюжет и герои возникают потом, как следствие выбранного времени/места.
****
Сорокин — мой многолетний кумир и самый тонкий из известных мне исследователей советского универсума в художественной форме. Читаю я не так уж многих, но не пропускаю прозу Виктора Пелевина, особую нежность питаю к Михаилу Шишкину, Алексею Сальникову и Леониду Юзефовичу. Еще замечательную поэтическую прозу пишет Денис Осокин. Не слишком оригинальный выбор, сам знаю, но мне как кинокритику это можно простить.
Источник: газета «Петербургский дневник» № 223 (2435), Антон Долин, Владислав Толстов.