Ирина Климовицкая. Эмерджентная стратегия Фаберже
Стратегия, которой следовал Фаберже, относится к категории невоспроизводимых. Современники полагали, что она и вовсе отсутствует. Глава лондонского отделения фирмы отмечал, что Фаберже не делает ничего, что положено нормальному бизнесмену: не формулирует миссии фирмы, не составляет долгосрочных планов, не диктует приказов и даже не подписывает договоров. Сегодня теоретики менеджмента назвали бы стратегию Фаберже эмерджентной — основанной на интуиции, импровизации, спонтанной реакции.
Эмерджентная эволюция или стратегия [англ. emergence возникновение, появление нового], как сказано в словаре иностранных слов, — философская теория, согласно которой возникновение качественно нового является непознаваемым и не основано на естественной закономерности. Эмерджентному стратегу не пристало сидеть в башне из слоновой кости, спуская из нее циркуляры. Он должен соприкасаться с жизнью, чувствовать ее пульс и оперативно реагировать.
В 19 веке вертикаль власти оказалась прогнившей. Открытие новых месторождений золота и бриллиантов сделало их более доступными для обычной публики и менее привлекательными для аристократии. Драгоценности утратили свой сакральный смысл. Осознав кризис, Фаберже, как эмерджентный стратег, оперативно отреагировал, наполнил идею драгоценностей новым смыслом, а элите вернул любовь к ним как одну из радостей жизни. Он переориентировал ось коммуникации, обслуживаемой драгоценностями, с вертикали на горизонталь, что вызвало революцию в ювелирном деле – см. предыдущую заметку «Горизонтальные» яйца Фаберже».
Источник: журнал «Звезда» 2020/10 стр. 200-206, Ирина Климовицкая.