Стенограмма минилекции Дмитрия Быкова «Поэтика доноса»

Но а теперь вернемся к поэтике доноса. Поэтика определяется прагматикой, структура определяется целью, а вот прагматика доноса неочевидна. Можно сказать, прагматика в 30-е годы понятна. Человек пишет для того, чтобы ему дали чужую квартиру, чужую дачу, или заполучить чужую жену. Это во все времена. Но вот в наши времена поэтика доноса принципиально изменилась, потому что, во-первых, государство не дает больше дач, во-вторых по доносу необязательно сажают. Сейчас все обвиняют, что кто-то писал гадости про Ходорковсского, а Ходорковского посадили. Ходорковского посадили потому что он мешал, а государство доносов не читает, ему это неинтересно. И вот, сегодня прагматика доноса сменилась по трем очень интересным направлениям.

1) Донос пишется не для того, чтобы кого-то проинформировать об имеющихся настроениях. И в 30-е годы доносы писались для того, чтобы государство приняло их к сведению. Донос Ставского не Мандельштама не привел к аресту Мандельштама. Мандельштам был обречен по другой причине. Он доносил сам на себя своим существованием. «Имеющий мускус в кармане не кричит об этом на улицах, ибо запах мускуса сам выдает себя». Донос пишется либо для свидетельствования своей лояльности: «Я доношу, обратите на меня внимание», судьба оклеветанного нерелевантная.

2) донос пишется ради того, чтобы власть увидела радостные, лестные для себя доказательства народного растления. Властям приятно не то, что вы сообщаете им о чужом инакомыслии. Властям приятно то, что вы демонстрируете им свою мерзость. Потому что ключевая цель власти в 30-е годы, и сегодня, в уничтожении опор нравственности, в уничтожении опор человечности. В расчеловечивании. Потому что, чем более вы растленны и расчеловечены, тем менее вы резистентны, тем более вы обречены, тем больше с вами можно делать все. Когда мать доносит на дочь, а дочь на мать, их можно брать голыми руками – они не будут сопротивляться. Это люди гнилые. Именно поэтому, кстати говоря, качество советского населения, оно сильно упало к концу 30-х годов. Война вернула людям представление об основах. Но всякий раз такой ценой покупать это возвращение, это будет немножко дороговато, понимаете? Да и вообще, война, как способ воспитания общества, это слишком травматичный способ. Но есть и третья, интересная функция доноса.

3) Донос – это в некотором смысле наслаждение. Я много раз говорил о том, что – ну, приходится повторяться – что с наслаждением читается то, что с наслаждением пишется. Поэтому графомания, фанфики, это как правило очень чтивно, читабельно высоко. Я думаю, что книга доносов будет читаться с наслаждением, потому что это свидетельство падения, во-первых, и как-то это утешает всегда. А во-вторых, наслаждение, есть такое определение, что самое большое наслаждение для человека это поглощать еду и освобождаться от еды – Лев НРЗБ любил цитировать эту поговорку. Скажем иначе: для человека самое большое наслаждение это либо испускать из себя нечто, выпускать из себя хайда, это приводит к своеобразному психологическому оргазму. Ты раскрепощаешь хайда, из тебя выходит зло, и это всегда приятно. И вторая часть, это принадлежать, вставлять в себя что-то большее. Это, конечно, принадлежать к массе, наслаждение оргазмического порядка. Потому что ведь приятно не только испускать из себя, но и проникать в. Поэтому донос это наслаждение двоякого порядка, наслаждение именно эротическое, вы чувствуете себя принадлежащим гигантскому монолиту, он имени которого вы и доносите. Потому что вы – представитель той массы, которая с негодованием отторгает западную бездуховность, ин.агента, вора, шпиона, ну в общем, стукачество это приятно, потому что вы делаете это от лица монолита. Но и конечно при этом вы выпускаете из себя хайда, потому что вы освобождаетесь от химеры совести. Да, я доношу, да, это очень гадко и омерзительно, но это оргиастическое такое наслаждение: «а мне стало можно». При этом поэтика доноса, она всегда предполагает строителтсво так называемого вртикального контекста, то есть мы по контрасту с отщипенцем, должны создать ощущение того самого монолита. В то время как… кстати говоря «в то время как» тоже бывает двояко. Это может быть, например, в то время как мы все выше поднимаем голову, все увереннее пролагаем путь среди мирового хаоса, в то время, как Россия выглядит все более островком стабильности во в колеблющемся мире. Или наоборот, отрицательная версия НРЗБ. В то время как страна задыхается в окружении врагов, стонет от санкций, переживает несправедливые приступы русофобии, вот в это время Н.Н, позволяет себе а) есть сливочное масло, б) писать сомнительные клеветнические книги, в) жить с женой, любовницей и падчерицей. Вот это то, что вы подчеркиваете постоянно. Судьбоносность, фатальность, роковость момента. Это входит в поэтику доноса обязательно. И конечно для власти самое драгоценное – видеть глубину вашего падения. Донос на единомышленника, на соседа, на корытника, который читает не то, или говорит не то. Это неинтересно. Сегодня властям интересны только доносы на ближайших роственников, действительно – мать на сына, сын на мать. С чем это связано? С тем, что это свидетельствует о большой глубине расчеловечивания, и большей глубине пластичности. С этими людьми можно сделать что угодно – дай собачью миску – вылежат. Второе – донос на благодетеля, это особо ясно, потому что люди больше всего ненавидят тех, кому они обязаны. Не делай добра – не получишь врага. Классическая максима. Я в общем считаю, что эта максима довольно подлая, но я совершенно точно знаю, что допрос на благодетеля это очень распространенный жанр. Потому что на чужого человека – неинтересно, интересно – на учителя, на врача, на того, кому вы обязаны, потому что тогда зрелище вашего падения ослепительно. Это не просто упал грязь, а это еще и вдрызг, действительно. С настоящими брызгами, это очень популярно, потому что власть же хочет чувствовать себя морально чистый. Почему чекисты так презирают людей?.. Потому что им приятно, когда колются на допросах, «дристня не выдержал!». Им же очень приятно видеть всякий раз, когда другие становятся безнравственными. Поэтому чем безнравственнее, чем омерзительнее, чем позорнее ваш донос, тем скорее он достигнет своей цели. Вообще сейчас, чтобы сделать карьеру, нужно быть духовно очень вонючим. Быть просто свиньей – этого уже недостаточно. Надеюсь что вы усвоили эти уроки, так поступать не будете. Давайте вместе составим поэтику доноса…

Один комментарий к “Стенограмма минилекции Дмитрия Быкова «Поэтика доноса»

  1. Стенограмма минилекции Дмитрия Быкова «Поэтика доноса»

    Но а теперь вернемся к поэтике доноса. Поэтика определяется прагматикой, структура определяется целью, а вот прагматика доноса неочевидна. Можно сказать, прагматика в 30-е годы понятна. Человек пишет для того, чтобы ему дали чужую квартиру, чужую дачу, или заполучить чужую жену. Это во все времена. Но вот в наши времена поэтика доноса принципиально изменилась, потому что, во-первых, государство не дает больше дач, во-вторых по доносу необязательно сажают. Сейчас все обвиняют, что кто-то писал гадости про Ходорковсского, а Ходорковского посадили. Ходорковского посадили потому что он мешал, а государство доносов не читает, ему это неинтересно. И вот, сегодня прагматика доноса сменилась по трем очень интересным направлениям.

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий