Из интернета
——————-
Шел к завершению первый год советской власти. К деревянной скамейке рядом с памятником Пушкину, что на Тверском бульваре в Москве, необычайно легкой походкой подошла и с неизъяснимой грацией присела пожилая дама из «бывших». Она прямо держала спину и не испытывала нужды откинуться на спинку скамьи. Дама была изящно и с большим вкусом одета, в ее маленькой аристократической ручке был зажат небольшой букетик цветов, а живые блестящие глаза обращены к монументу. Дочь камер-юнкера с 600-летней родословной, воспитанница Института благородных девиц, фрейлина цесаревны, а затем императрицы Марии Александровны, вдова генерала…
Мария Александровна Гартунг — старшая дочь Пушкина, пророчески написавшего: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Она, единственная из четырех детей поэта, дожила до Октябрьской революции и смогла убедиться в справедливости слов своего великого отца.
Как сложились судьбы выпускников царскосельского лицея 1917 года
В эпоху «военного коммунизма» Мария Александровна умирала от голода. Ее небольшая пенсия, пожалованная Александром II, была отменена после революции, хлопоты о новой пенсии не имели успеха. У нее не было ни пайка, ни денег и давно уже не осталось никаких ценностей, чтобы обменять их на хлеб.
86-летняя дама, много лет навещавшая отца, на сей раз пришла попрощаться — с Тверским бульваром, памятником, эпохой, в которой ей довелось жить, — и, «уходя в ночную тьму», положила букетик к подножию памятника.
Поэт очень любил своего первенца: Машка, Маша, Машенька постоянно упоминается в его письмах.
.. У ребенка долго не резались зубки. Это его беспокоило. «Беззубая Пускина» часто привередничала, что выводило из себя импульсивного отца…
В 1868 году в Туле с мадам Гартунг познакомился граф Лев Николаевич Толстой. Она «послужила типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью». Мария Александровна была, подобно Анне Карениной на балу, в кружевном черном платье. «Ты посмотри, какие у нее арабские завитки на затылке. Удивительно породистые», — отметил тульский помещик Толстой. Увы, ее муж генерал Гартунг прекрасно разбирался в породистых лошадях, но плохо понимал новые экономические реалии пореформенной России и вовсе не был сведущ в существующих законах. Генерал жил не по средствам и совсем не думал о будущем. Подобно графу Алексею Вронскому он был убежден в том, что карточный долг — это долг первостепенной важности, а с уплатой «в магазины, в гостиницы и портному» можно не спешить — это долги третьестепенные. У генерала были большие долги. Он платил долги новыми долгами. В октябре 1877 года не отрешенный от должности генерал впервые в истории правосудия оказался на скамье подсудимых. Присяжные вынесли вердикт: «Виновен!» — и генерал застрелился до оглашения приговора суда.
«Он с улыбкой подставлял себя под пули…» — 29 дуэлей Пушкина
«При покойном нашли записку следующего содержания: «Клянусь всемогущим Богом, я ничего не похитил по настоящему делу. Прощаю своих врагов», — писал корреспондент газеты «Московские ведомости». — Похороны генерала Гартунга состоялись при громадном стечении публики. Ему были оказаны большие воинские почести. Из церкви гроб несли на руках через всю Москву…»
На долю Марии Александровны выпала незавидная участь: старость она встретила в бедности и одиночестве. Детей не было, братьев и сестру она пережила…
Дочь Пушкина умерла от голода 7 марта 1919 года, так и не дождавшись от Наркомпроса выхлопотанной пенсии. Первая выплата пенсии и назначенное гражданке Гартунг М.А. единовременное денежное пособие в 2400 рублей были потрачены на погребение старой дамы на кладбище Донского монастыря. Долгое время могила была в запущенном состоянии.
Нынешнее надгробие сооружено усилиями коллектива Московской городской библиотеки имени А.С. Пушкина, основательницей и попечительницей которой была дочь поэта. Мир праху!
были сборы недолги, oт Кубани до Белого моря
——————————————————————————-
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10214574697440184&id=1803955079&d=m
Konstantin Seliverstov February 4, 2021
Ранним февральским утром, ровно 83 года назад, на расстрельном полигоне НКВД в Бутове был казнен целый театр.
Зрителям, пришедшим однажды вечером в театр «Скатуве», казалось, что они столкнулись с чересчур смелым для того времени постановочным ходом: в спектакле не было мужчин, в мизансценах появлялись только актрисы
«Русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, киносценарист Юрий Карлович Олеша родился 3 марта 1899 г. в Елисаветграде (сейчас Кропивницкий) в семье обедневших белорусских дворян. Родной язык — польский.
Сочинять стихи начал ещё в одесской гимназии. Затем учился в Одесском университете на юриста.
С молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким, Ильёй Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».
Работал журналистом в Харькове; пережил бурный роман с Серафимой Суок, но впоследствии женился на её сестре Ольге.
В 1922 г. Олеша переезжает в Москву, публикует в газете «Гудок» фельетоны и стихи. С 1936 г. по 1956 г. произведения Олеши не переиздавались. Во время войны находился в Ашхабаде. Жилье после эвакуации он потерял; жил на квартире Казакевича. Денег не было. Просиживал в ресторане Дома литераторов за рюмкой водки. Скончался в Москве 10 мая 1960г. от сердечного приступа.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Записи Юрия Олеши «Ни дня без строчки» — блестящий образец автобиографии, размышлений об искусстве вышли в свет после ухода писателя в 1961 году.
Облако-Журнальный зал
https://magazines.gorky.media/october/2005/7/oblako-2.html
«Лирические стихи Юрия Олеши интересны как запись ощущений молодого человека, который еще не умеет вспоминать и записывать прозу»…
https://stihi.ru/2019/03/03/8297
По мукам
* * *
…О, прекрасные саги,
Славы долгая нега!
Мы ли эти варяги,
Мы ли дети Олега?
Немы древние книги
О прославленных битвах.
Громыхают вериги
У склоненных в молитвах…
Иль не это Россия
Перед грозною новью,
Эти степи глухие,
Орошенные кровью?
Что там грозные крики
О чужих пепелищах –
Никнут бледные лики
Исхудалых и нищих…
И расскажем мы внукам
Через годы лихие,
Как ходила по мукам
Вся в лохмотьях Россия…
Одесса, 1917
«Мария Александровна Гартунг — старшая дочь Пушкина, пророчески написавшего: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Она, единственная из четырех детей поэта, дожила до Октябрьской революции и смогла убедиться в справедливости слов своего великого отца…На долю Марии Александровны выпала незавидная участь: старость она встретила в бедности и одиночестве. Детей не было, братьев и сестру она пережила…
Первая выплата пенсии и назначенное гражданке Гартунг М.А. единовременное денежное пособие в 2400 рублей были потрачены на погребение старой дамы на кладбище Донского монастыря. Долгое время могила была в запущенном состоянии. Нынешнее надгробие сооружено усилиями коллектива Московской городской библиотеки имени А.С. Пушкина, основательницей и попечительницей которой была дочь поэта. Мир праху!»