Литературный обозреватель Владислав Толстов рассказывает о трех книгах «главного» кинокритика России Антона Долина
«Джим Джармуш: стихи и музыка» (изд. «Новое литературное обозрение»). Книгу, посвященную творчеству известного режиссера Джима Джармуша («Кофе и сигареты», «Мертвец», «Сломанные цветы» и др.), постоянно переиздают и допечатывают. Если у вас будет такой обет — прочитать всего одну книгу про кино, то книга Долина о Джармуше станет отличным выбором. Каждая глава книги — отдельный фильм, и как написано! Компетентно, страстно, заинтересованно. Отдельные очерки посвящены музыке, которая звучит в фильмах Джармуша, — и это, мне кажется, самое масштабное исследование, посвященное киномузыке. Отменное чтение гарантировано.
«Миражи советского» (изд. «Редакция Елены Шубиной»). Даже если вы не согласны с оценками Долина-кинокритика, эта книга открывает нам Долина как историка кино. На протяжении всей постсоветской истории кинорежиссеры пытаются осмыслить наш исторический опыт: от революции до хрущевских времен, от Гагарина до «застоя», от адмирала Колчака до Великой отечественной войны. Долин собрал под одну обложку свои рецензии на российские фильмы, в которых присутствуют эти самые «миражи советского». Расставил их в хронологическом порядке событий — от революции (фильмы «Морфий», «Адмирал») и далее по списку. Получился весьма необычный портрет советской эпохи в современном кино. Книга отличная, просто отличная.
«Как смотреть кино» (изд. «Альпина паблишер»). Самая необычная книга Долина, причем книга для детской аудитории. Вдохновенный рассказ о том, как там все устроено, по ту сторону экрана, чем занимается режиссер, продюсер, как выбирают актеров, как пишется сценарий, и так далее. Детская-детская, а я [Владислав Толстов] эту книгу прочел залпом, и все мои взрослые киноманы тоже. Рисунки для книги нарисовал знаменитый питерский мультипликатор Константин Бронзит. Антон, пишите еще, читать вас очень интересно!
Источник: газета «Петербургский дневник» № 177 (2389), Владислав Толстов.