Галилея в период восстания Бар-Кохбы
Исследователи широко обсуждают вопрос участия Галилеи в восстании Бар-Кохбы. Причина этого обсуждения и споров в фактическом отсутствии четкого объяснения этого вопроса в имеющихся источниках, и, наоборот, в наличии множества намеков и косвенных данных, не позволяющих дать однозначный ответ на этот вопрос. Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, Мишна, Тосефта полны неясных фраз, которые можно интерпретировать совершенно по разному. Однако, даже те исследователи, которые утверждают, что в восстании также участвовала и Галилея, даже они, согласны с ограниченным характером восстания Бар-Кохбы в Галилее.
Алон делает предположение о том, “что Галилея не была опустошена войной в той же степени, что и южная часть страны», так он приводит мнение Иеронима, который даже в 5 веке видел своими глазами опустошения лишь на юге Палестины. Хотя Алон и пишет о том, что «галилейский город Циппори принимал участие в восстании и был наказан за это тем, что его обратили в греческий полис и переименовали в Диокесарию», он же приводит замечание исследователя Хилла о монетах, отчеканенных в Циппори, с надписью «Диокесария, Автономная, Верная, Дружественная». Алон приводит три места в Галилее – Квуш, Шихин и Мигдал-Зеев, упомянутые в трактате Эйха Раба, возможно связанные с восстанием Бар-Кохбы.
Сульпиций Север, историк 5 века утверждает, что евреи при Адриане »пытались восстать” и освободить Сирию и Палестину, т.е. эти места были захвачены восстанием. Хотя Алон, вслед за Бюхлером, предполагает, что здесь надо читать название Сирия-Палестина, заменившее после восстания название Иудея, однако, он же сразу вслед за этим приводит слова Иеронима: «Из-за того, что евреи в Галилее снова восстали, император разрушил остатки Иерусалима».
В Мишне приводятся слова рабби Иосе об упадке масличного хозяйсва в Галилее после войны »ибо пришел Адриан Окаянный и опустошил всю страну», т.е. и Иудею и Галилею. О том же рабби Иосе, пишут, что в его время некогда процветавший Циппори низко пал экономически, а его население сильно уменьшилось: ”Я видел Циппори во дни его безмятежного процветания, восемьдесят торговцев там торговали одним видом лепешек”. Разумно предположить, что такое положение стало следствием поражения восстания Бар-Кохбы. Подобным же образом высказывался и рабби Шимон Шезури: »В семье моего отца в Галилее были люди значительные и имущие. Поэтому их имения разрушены».
Доказательством участия Галилеи в восстании служат две надписи на камнях (эпиграфики). Судя по одной из них, воин 14-ого легиона погиб в Гезере во время восстания Бар-Кохбы. Другая надпись найдена в Бет-Шеане. Согласно ей погибший македонец служил в 12-ом легионе Клавдия, который в период восстания Бар-Кохбы зимой размещался в Бет-Шеане, т.к. летом он участвовал в осаде Бейтара.
Исходя из этого Алон приходит к выводу о том, что и в Галилее и в Заиорданье «были случаи мятежа и неповиновения Риму». Если это так, то упоминание Диона Кассия о большом количестве деревень (985) и крепостей (50), разрушенных во время восстания «становится вполне правдоподобным». Вместе с тем упоминается, что другие города, например, Тверия, не участвовали в восстании, что ограничило возможности повстанцев в части создания опорных баз для них. Отмечается также, что «социо-экономические условия Галилеи сделали ее менее готовой к восстанию. Значительная часть населения высказывала готовность принять римское владычество и сотрудничать с оккупантами» (Алон).
А.Оппенгеймер цитирует письмо Бар-Кохбы в котором упоминаются жители Галилеи: «От Симона Бен Косбы Йеше Бен Галгеле и людям Береха мир. Призываю я в свидетели небеса, что если пропадет из галилеян, которые с вами, хоть один человек, я одену кандалы вам на ноги, как я сделал с Бен-Афлулем. Симон Бен Косба». Из этого письма Оппенгеймер делает вывод об участии в восстании Бар-Кохбы жителей Галилеи, хотя и на территории Иудеи, т.е. сама Галилея не воевала, а вносила свой вклад в восстание посылкой своих людей. В Галилее было найдено несколько укрытий – пещер времени восстания Бар-Кохбы, однако, как пишет Оппенгеймер, этот факт «свидетельствует не о том, что жители Галилеи участвовали в восстании, а о том, что они готовились к нему».
О роли Галилеи в восстании говорит ее судьба после него. Именно сюда прибыли беженцы из Иудеи, здесь стали располагаться новые еврейские органы управления, здесь продолжал действовать закон сикарикона о запрете покупки конфискованных у евреев земель. Талмудические источники проводят четкое различие между Галилеей и Иудеей военного времени. «из этого можно заключить, что Галилея не принимала активного участия в восстании» (Оппенгеймер). Однако, пишет он далее, «кризис, последовавший за восстанием Бар-Кохбы не миновал и Галилею», но «тяжелое экономическое положение, имевшее место в Галилее после восстания Бар-Кохбы, совершенно не обязательно было связано с тем, что Галилея участвовала в восстании».
Оппенгеймер отмечает разницу отношения различных слоев жителей Галилеи к восстанию Бар-Кохбы. «Возможно, что представители высших слоев еврейского общества в Галилее не поддерживали восстание Бар-Кохбы. Их вполне могла устраивать политика эллинизации городов Галилеи, которую проводил Адриан, и поэтому у них не было повода восставать против Рима». Вместе с тем Оппенгеймер отмечает и другие причины неучастия Галилеи в восстании. «Адриан принял ряд мер, которые были призваны обеспечить жесткий контроль римлян. Размещение дополнительного легиона, создание ряда военных лагерей, строительство дорог в Галилее, вмешательство Адриана в управление – все эти меры превратили Галилею в целиком подконтрольную Риму область и сделали невозможным организацию повстанческого движения в Галилее». Даже если вспомнить слова рабби Иосе о вырубке оливковых деревьев на территории Галилеи, то это все равно не обязательно связано с военными действиями на этой территории, а может быть, например, связано с постройкой осадных сооружений (М.Мор). М.Д.Герр приводит историю о рабби Элеазаре Бен Парто из Циппори, которому во время «законов уничтожения» Адриан предъявил обвинения: «Почему ты учил и почему ты воровал?». «Учил, — пишет Герр, — следует понимать буквально, но в слове «воровал» возможно содержится намек на политическую поддержку восставших».
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о неправомерности противопоставления Иудеи и Галилеи времени восстания Бар-Кохбы, в связи с чем Оппенгеймер приводит слова ученика рабби Акивы о том, что изгнание из Иудеи в Галилею не называется изгнанием (Мидраш Шмуэль, 8, 1).
Уважаемый Роланд!
Таким образом, Вы поощряете меня к постановке здесь другого материала: об отношении священнослужителей и мудрецов к Восстанию Бар-Кохбы.
Очень интересный материал, который, во-первыз говорит об очень скудной информации и, во-вторых, что всё же Галилея скорее прямо не участвовала в восстании.
Насколько я знаю (вы поправите меня, если я не прав), в высших кругах жреческой иерархии большинство не одобряло восстания и лишь авторитет рабби Акивы, провозгласивший Бар-Кохбу Машиахом, привел к восстанию, имевшему катастрофические последствия для евреев.
Что касается Иудейской Войны, которая была почти на 70 лет раньше, то в ней Галилея участвовала более активно.
Спасибо!