КИНО:О ФИЛЬМЕ Джулия и Джулия: Готовим счастье по рецепту

О ФИЛЬМЕ Джулия и Джулия: Готовим счастье по рецепту

Сижу дома, смотрю старые фильмы.
Выбираю по актерам: Мерил Стрип, Эми Адамс и Стенли Туччи в одном фильме да еще в главных ролях грех не смотреть!
… Это фильм о любви и счастье.
Сочинить историю о любви и счастье — без конфликтов — непросто.
В русской литературе это удалось только Гоголю в «Старосветских помещиках», где все пронизано любовью Аф.Ив. и его жены.
И сила ее так велика, что девки дворовые постоянно рожают, земля плодоносит сверх меры и урожаи немыслимы — все объедаются, приказчик ворует, а припасов столько, что не успевают съесть.
Поэтому в романт. историях так трудно сочинить действия, препятствия (если не изображать из себя идиота) — ну не могут же герои, как в жизни, два часа бродить по парку и целоваться.
Надо чтоб была буря, сломался паром, вынужденная посадка самолета, случайно найденная записка, стерва-подруга или начальница, болезнь — собственно, тут важно накрутить часа на полтора.
Обычно можно легко заменить самолет на поезд, подругу на начальницу — и очень сложно придумать длинную интригу без ссор, измен, истерик, уходов-приходов.

В «Джулии и Джулии» это удается на самом что ни есть бытовом уровне — готовке.
Тут важно что обе пары бездетны, в обоих мужья-интеллектуалы (может это слишком сильно, но другого слова как-то не нашел) — один заведует библиотекой, другой-редактор журнала.
И занятие для разгона скуки для становится делом жизни, позволив найти себя (самореализоваться) — т.е. дело не в том, что именно и как готовят, а как начинают ощущать готовку своим делом, втягиваются, преодолевают трудности, и как авторы фильма сделали ее напряженной, заставили следить за обыденным делом — варкой, покупкой продуктов не отрываясь.
Вспомни, как интересно следить в Робинзоне Крузо за перечислением выброшенных п перевезенных вещей, потому что от них зависит жизнь героя, и обычные в быту вещи — скажем ножницы — оказываются не просто участниками — они еще и важнее золотых монет («Бесполезный хлам!» скажет о них Робинзон), образуя другую иерархию ценностей — да и сама книга на 90% о том, как построил изгородь, лодку, как научился делать посуду, высушить виноград.
Так и в фильме возникает другая иерархия, и у обеих из просто готовки возникает желание рассказать другим, и у обеих обнаруживается некий трудно формулируемый талант, заражающий миллионы читательниц (старшая Джулия десять лет вела передачи на ТВ!).
Все дело в том, что готовка из нудного каждодневного занятия становится творчеством.
Принято считать, что творец — это художник, вот он кладет мазок-другой — и возникает новая реальность, — но оказывается, что творчеством может быть и готовка (так Том Сойер открыл секрет покраски забора, сделав его творчеством).
Кстати говоря, после Карнеги написано полным-полно книг, где постоянно твердят «Верь в себя! Ты можешь!» и подчеркивают важность ежедневного занятия — от сочинительства до бодибилдинга, утверждающих, что именно так человек может раскрыть в себе творческие способности — но именно так и ведут себя героини, заставляя продолжать через «не хочу» — и психотерапевты подтверждают эффективность такого самовнушения!
Но есть и второй момент — творцу мало творить для себя, он должен выплеснуть свое знание (учение) в мир, и обе Джулии делают это — что важно! — бескорыстно, не для денег (как говорил поэт «Мы рождены для вдохновенья …»).

И это при том, что героиня М.Стрип подчеркнуто неумна, экзальтирована,нелепа, неуклюжа, — и как такая в прошлом машинистка может составить счастье интеллектуала и зав. посольской библиотекой?
Оказывается может.
Толстой говорил о Н.Ростовой, что она может себе позволить не быть умной — так и здесь.
Вот у Вуди Аллена герои неврастеничны, много говорят, ищут себя и всегда несчастны — а здесь женщины трогательны и беззащитны, им нужна поддержка мужей — посмотрите, как они общаются, с какой теплотой, радостью — весь мир для этих пар в своих половинках, и это без клятв, размахивания руками — только взгляды и несколько слов, младшая только один раз жалобно произнесет «Ты вернулся. Мне плохо без тебя».
И еще Джулии умеют ценить своих спутников, и в финале младшая Джулия произнесет тост за мужа, а старшая, распечатав сигнальный экземпляр книги, только воскликнет «О Пол!»
И право не знаю, на чьем месте — старшего или младшего — хотелось бы оказаться.
Скорее на месте и того, и другого.
Одновременно.

Добавить комментарий