Вид из нашего окна в Мигдаль-ХаЭмеке на Назарет-Йофию
Стихотворение описывает то, что автор видит из окна квартиры
в Мигдаль-ХаЭмеке: Йофию, пригород Назарета. По-существу,
это Назарет, поскольку между ними нет видимой границы.
В Мигдаль-ХаЭмеке живут евреи,приверженные, естественно,
иудаизму, а в Назарете, и в Йофии - только арабы, большинство
из которых христиане, но в последние годы быстро растёт число
мусульман. И те, и другие – граждане Израиля и, мягко
выражаясь, дружно не симпатизируют евреям, однако
христиане – более терпимы, особенно из-за вражды к ним
мусульман. Сам Иисус - в числе многочисленных еврейских
пророков и не отрицается историками, но христианство
принесло евреям ужасные несчастья.
Как будто бы из цельного куска -
холма вершину облепляя, дуго-
образным следуя движениям резца -
дома, переходящие друг в друга.
Чуть ниже ровные ряды олив-
забывшаяся в зное черепаха -
легионеров строй - метафора и миф -
оливок сборщики снуют меж них без страха
В холма подножье лента автострады,
что визуально отделяет их от нас,
колючек буйство вдоль обочины, цикады,
асфальт ведёт туда, где муэдзин и Спас.
По эту сторону дороги хвойный лес
и кактусы, здесь маков тьма весной,
средь всплывших в памяти картин библейских мест.
здесь поднимаемся тропинками домой
В июне, где-то около шести,
возносится в лучах, в реченьях свят
и словно бы зовёт в него войти,
в святой для христиан Иисуса град.
А к вечеру, налившись синевой,
словно слабеет и теряет чудный свет,
с холмом сливаясь, затаившийся, чужой,
когда б поверг его на землю Мухаммед.
Его как в ложке вижу из окна,
растёкшимся со временем по ней,
иль на ладони - зачерпнут со дна
осевших в Лету полных жизни дней.
Соблазн пройтись, как вызов зренью, дан -
взойди на холм - вот он, подать рукой.
Но в простоте мне чудится обман.
Возможно, то же чувствует слепой,
когда клюкою путь искать готов,
всё пробуя на звук, чтоб верный сделать шаг.
Но если путь твой вымощен из слов,
насторожит и препинанья знак.
В себя я вслушиваюсь, напрягая слух,
чтоб слово с эхом были заодно,
и если слову вторит чуждый дух, -
в пейзаже ложь и вторит лжи окно.
* * *
Мигдаль ХаЭмек окружён лесами, где жившему прежде на Урале непривычно видеть сосны и ели вперемежку с кактусами, грибы зимой, черепах, греющихся на солнце, и отсутствие дождей в течении 8-ми месяцев подряд
Кактусы занимают особое место и в природе, и в сознании евреев, так что на иврит и само растение, и коренной израильтянин одинаково переводятся как «цабар»
Цабар, строфы
1
Странно видеть растущий
кактус рядом с сосной
всем, кто с севера. В гуще
трав, цветущих весной,
видим в нём динозавра.
Что же, вымрет и он?
Быть собой — это право,
но правее ль закон?
2
Кто ранимый, тот часто
прячет слабость в шипах.
Это некая каста
провалившихся в страх
перед непониманьем
всех, во всём и всегда .
Тысячелетние знанья
зря не кормят года.
3
Верно, знанья дороже,
кто лишен вещих снов.
Факты судятся строже:
вновь вникая и вновь
в то, насколько случаен
каждый в душу укол…
и накроешь прощальный
с прошлым праздничный стол.
4
Не выносишь расспросов?
Маску носишь не зря
из колючек? Торосы
так и для корабля
испытание.. Словно -:
отойди, не тревожь.
Обесценено слово,
содержащее ложь.
5
Удалить бы колючки,
дав скоту классный корм.
Так скрывается в брючках
зачарованность форм.
Не всегда иглы даже
защищают ежа,
и куда меньшей блажи
ждёт готовность ножа.
6
Примитивных и дивных,
столь различных в шипах
часто в декоративных
дома держат горшках.
Может рвутся на волю
где пустыни, леса…
но не худшую долю,
дали им небеса.
7
Их уродство как данность —
кто другой, тот урод:
как шипов чужестранность
как зубаст иной рот.
Что нельзя измениться,
знает ныне любой.
Лишь себя не стыдиться,
чтоб жить в мире с собой..
Я поставил для Вас еще один материал о Бар-Кохбе. Не знаю точно, то-ли Вы хотели посмотреть или другое. «Бар-Кохба» — это одна из моих приоритетных тем.
«Галилея всегда была оплотом евреев, к примеру во времена Иудейской войны (и у Флавия, и у Фейхтвангера об этом). В этих местах, близких к Ципори и Ютвате, проходили легионы Веспассиана и Тита, что отражено и в стихе. То есть в те времена евреи боролись с язычниками и небезуспешно, так что сегодня следы этой борьбы в самом факте, к примеру, существования Мигдаль-ХаЭмека».
Уважаемый автор!
В подтверждение Ваших слов о Галилее я поставлю в свой блог небольшую информацию об участии Галилеи в Восстании Бар-Кохбы.
Уважаемый Ефим, с большим удовольствием посещу ваш блог, чтобы почитать у вас о Восстании Бар-Кохбы. Насколько я знаю, мало что есть в хрониках об этом восстании, хотя жертвы еврейского народа в нём соизмеримы с Ходокостом 20-го века. Буду рад просветиться.
Как много можно увидеть из окна! Тут и оливы, как строй легионеров, неподвижно стоят, и город, разместившийся как в ложке или на ладони, и нежащаяся на солнце черепаха…
Роланд,ты пишешь о библейских местах, о городах древних, существующих уже только в исторической памяти своими названиями, и о тех, к которым мы привыкли и ходим по их улицам, не думая о том, что это — История рядом с нами. Меня всегда удивляет твой проницательный взгляд: ты так много замечаешь вокруг себя. Это дано только художнику,а ты и есть художник, не только слова, но и живописец.
Мне показался сбивчивым ритм в первом стихотворении. А последнюю строчку в следующей строфе я не смогла прочесть, она выпадает из размера:
В июне, где-то около шести,
возносится в лучах, в реченьях свят,
и словно бы зовёт в него войти
свидетель Благовещенья, Иисуса град.
А в строфе следующей,по-моему,в последней строчке надо написать «ПРЕПИНАНЬЯ ЗНАК», а не «препинания». Иначе не читается.
когда клюкою путь искать готов,
всё пробуя на звук, чтоб верный сделать шаг.
Но если путь твой вымощен из слов,
насторожит и препинания знак.
С большимпиететом к настоящему пииту,
Ира Л.
Дорогая Ира,
Прежде всего, спасибо за тёплый и обстоятельный отзыв и особая благодарность за замечания грамматического характера. Конечно все замечания принимаю и соответствующие исправления внесу.
В дополнение к твоему анализу мне было бы важно знать, в какой степени удалась мне перекличка, почти парафраз, исторического плана. Галилея всегда была оплотом евреев, к примеру во времена Иудейской войны (и у Флавия, и у Фейхтвангера об этом). В этих местах, близких к Ципори и Ютвате, проходили легионы Веспассиана и Тита, что отражено и в стихе. То есть в те времена евреи боролись с язычниками и небезуспешно, так что сегодня следы этой борьбы в самом факте, к примеру, существования Мигдаль-ХаЭмека. Но сеголня рядом с ним Назарет как вызов христианства и ислама, что также отражено в стихе… но где отражение борьбы и противостояния в сегодняшней действительности, кроме, разве что, последней строчки стиха – «и лжёт окно». Прав ли я или что-то упускаю?
Пока остановлюсь на этом, но для меня не всё очевидно и в «кактусовой тематике»… но об этом – в продолжении дискуссии, если она возникнет.