ПРАГА, КАРЛОВ МОСТ, АВГУСТ 2003 ГОДА

Фрагмент четвёртый

…Шёл шестой день нашего путешествия, оставалось десять.

Ещё издали мы услышали музыку: А.Вивальди, «Времена года». Мы подошли.

Солист играл «под фанеру»: оркестровая партия звучала из небольшой колонки, CD Player находился под стулом музыканта. А он играл… нет, не на скрипке, для которой и писал Вивальди, а на струнном щипковом инструменте, напоминавшем мандолину (я так и подумал: мандолина). Оказалось, домра. (С помощью Энциклопедического словаря я, кажется, разобрался: у мандолины струны парные, т.е. четыре парные струны, а у домры 3 или 4 – одинарные.)

После каждого времени года (каждого концерта для «скрипки» – для домры – с оркестром) слушатели аплодировали, солист выжидал, произносил название следующего «сезона». Играл он раскованно, виртуозно и строго. Многие слушатели сыпали монеты в раскрытый футляр инструмента. Кивком и улыбкой музыкант благодарил.

Мы несколько раз давали монеты нашей трёхлетней (без трёх недель) Рахельке, она радостно ссыпала в футляр из ладошки «денежки».

Слушателей становилось всё больше.

На стоечке были выставлены диски с фотографией исполнителя, указана была и цена – 500 крон (около 17 $ US).

– Хочешь диск? – спросила Вика, и, не дожидаясь ответа, вынула из сумочки и протянула мне ассигнацию (в поездке, как и до неё, Вика была нашим министром финансов, материального благополучия и семейного счастья, я же всегда ограничиваюсь постом Главы правительства).

Я стал владельцем тонюсенькой коробочки с диском.

– Danke schön, – поблагодарил я по-немецки, который в странах Восточной Европы более распространён, чем английский.

– Bitte schön, – ответил молодой человек, помощник и попутчик музыканта – он-то и подал мне CD.

– Спасибо, – почему-то повторил я благодарность по-русски.

– Пожалуйста, – без всякого акцента ответил молодой человек.

– О-о! – удивился я, – откуда у вас русский?

– Изучал в школе, – был ответ.

– Вы оказались отличным учеником, – похвалил я.

– У нас была хорошая школа, – поскромничал мой собеседник.

– Где это было? – полюбопытствовал я.

– В Киеве, – ответил он.

Мы пришли «домой» (мы снимали двухкомнатную квартиру – полчаса пешего пути от Карлова моста – у какой-то чешско-британской фирмы, занимающейся туризмом – Вика нашла этот вариант, недорогой и удобный, в Internet’е).

В углу на тумбочке стоял телевизор с возможностью смотреть пару десятков кабельных каналов – по-чешски, по-немецки и CNN. В тумбочке мы обнаружили видеомагнитофон, дигитальный преобразователь для кабельного TV и музыкальный центр.

Я поспешил включить CD Player, поставил диск и нажал на «Play». Приготовился слушать музыку. Кажется, даже прикрыл глаза.

Концерт всё не начинался. Я наклонился к стереосистеме и прочитал на табло (по-английски): «ВСТАВЬ ДИСК И НАЖМИ PLAY». Player не считывал содержимое диска, ДИСК БЫЛ ПУСТ…

 (Продолжение следует)