Две мистификации одной поэтессы
В 1908 году 22-летняя Елизавета Ивановна Дмитриева обучалась в Париже, в Сорбонне. Здесь она познакомилась с русским поэтом Николаем Гумилевым. «Я нашел себе подругу из породы лебедей», — написал тогда Гумилев. Летом 1909 года они вместе приезжают в Крым, в Коктебель и поселились в доме другого поэта — Максимилиана Волошина. То, что случилось потом, Елизавета Дмитриева отнесла к играм судьбы: она осталась в Коктебеле, а Гумилев уехал. Именно Волошин предложил Елизавете Дмитриевой, которой литературные журналы отказывали в поэтических публикациях, «изобрести» испанскую поэтессу Черубину де Габриак. Мистификация удалась, стихи стали активно печататься и бурно обсуждаться в обществе. Через год мистификация раскрылась. Это привело к творческому кризису поэтессы и даже к дуэли между Гумилевым и Волошиным. Дуэль, слава богу, закончилась безрезультатно. Однако разрыв между тремя поэтами стал неизбежен. Через два года Елизавета Ивановна вышла замуж и взяла фамилию мужа — инженера-мелиоратора Всеволода Васильева. Она много путешествовала, сочиняла стихи, занималась переводами, драматургией, последнее — часто в соавторстве с Самуилом Маршаком. «Пьесы для театра писали по преимуществу двое — я и поэтесса Е. И. Васильева-Дмитриева. Это и было началом моей поэзии для детей», — напишет позже С.Маршак.
В 1926 году начались репрессии по отношению к членам запрещенного в 1922 году советскими властями «Антропософского общества»*. Активным участником этого общества была Елизавета Ивановна. Поэтесса была выслана в Ташкент сроком на три года. В 1927 году по предложению востоковеда и переводчика Юлиана Щуцкого она создала ещё одну литературную мистификацию — цикл семистиший «Домик под грушевым деревом», написанных от имени «философа» Ли Сян Цзы, «сосланного на чужбину за веру в бессмертие человеческого духа». В декабре 1928 года Елизавета Ивановна Васильева-Дмитриева скончалась в ташкентской больнице.
*Антропософия — наука о духе ставит целью открыть широкому кругу людей методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления. В 1990-е годы «Антропософское общество России» возобновило свою работу
Черубина де Габриак. Когда выпадет снег…
«Когда выпадет снег», — ты сказал и коснулся тревожно моих губ, заглушив поцелуем слова. Значит, счастье — не сон. Оно — здесь! Оно будет возможно, когда выпадет снег. Когда выпадет снег! А пока пусть во взоре томящем затаится, замолкнет ненужный порыв! Мой любимый! Все будет жемчужно блестящим, когда выпадет снег. Когда выпадет снег и как будто опустятся ниже голубые края голубых облаков, — и я стану тебе, может быть, и дороже и ближе, когда выпадет снег.
Ли Сян Цзы. Гроздь винограда
Черной гроздью винограда
Стало сердце, вот оно!
Эту ль гроздь мне выжать надо,
Чтоб из чаши, полной яда
Сделать доброе вино?
Сердце выжатое плачет,
Почему нельзя иначе?