Кто: я! – и против Гоголя «Выбранных мест…»

Гоголь: «…извлечет [народ наш] из «Одиссеи» то, что… человеку везде, на всяком поприще, предстоит много бед, что нужно с ними бороться, — для того и жизнь дана человеку, — что ни в каком случае не следует унывать, как не унывал и Одиссей, который во всякую трудную и тяжелую минуту обращался к своему милому сердцу, не подозревая сам, что таковым внутренним обращением к самому себе он уже творил ту внутреннюю молитву Богу, которую в минуты бедствий совершает всякий человек, даже не имеющий никакого понятия о Боге. Вот то общее, тот живой дух ее содержания, которым произведет на всех впечатление «Одиссея» прежде, чем одни восхитятся ее поэтическими достоинствами, верностью картин и живостью описаний».

Пусть милым сердцем будет память Одиссея о родине, Итаке, куда ему никак не вернуться. И снизойдём, что не автор, не повествователь нам об этом сообщает, а мы слышим это из обращения Афины к Зевсу.

   
  «Отец наш, Кронион, верховный владыка!

Если угодно блаженным богам, чтоб увидеть отчизну

Мог Одиссей хитроумный, то Эрмий аргусоубийца,

Воли богов совершитель, пусть будет на остров Огигский

К нимфе прекраснокудрявой ниспослан от нас возвестить ей

Наш приговор неизменный, что срок наступил возвратиться

В землю свою Одиссею, в бедах постоянному…»

Хорошо. Но что, если «живость описаний» придана Гомером и Жуковским не от радости автора, что так хорошо в итоге всё устроено на свете?

Зачем Афине, обращаясь в обычном разговоре к Зевсу, лебезить: «верховный владыка»?  Зачем ей лишний раз пресмыкаться перед сонмом богов на Олимпе: «Если угодно блаженным богам»? Зачем набившее оскомину в Илиаде  (там, правда, многоумный) определение «хитроумный» придано Одиссею? Вообще любому имени придано определение: если Эрмий, то «Эрмий аргусоубийца, Воли богов совершитель», если о нимфе, то «прекраснокудрявой». Зачем это? Даже и не только имени придано определение: «приговор неизменный».

Может, из-за бед «постоянных» («много бед» по Гоголю)? Не только Одиссею присущих («Одиссею, в бедах постоянному»), а вообще?..

Может, ненависть к Этому плохому-преплохому миру кипит в Гомере и Жуковском, к этой суете сует? Гомер спел свои поэмы вскоре после того, как дорийцы напали на ахейцев и так разорили, что ахейцы вернулись к первобытному строю (в котором избытка не бывает). А потому людям, побывавшим в строе с наличием избытков (в рабовладельческом – даже раба можно содержать), этих избытков исчезновение стало совершенно непереносимо. Жуковский же был лишён возможности жениться на той, кого любил, и жутко страдал всю жизнь. – Не-на-висть к Этому миру!

И тогда одно спасение – метафизическое иномирие. (Тем паче, что до христианского того света ещё не додумались). Ведь понятие об идеальном уже было. (Известна античная притча: если непрерывно строгать палочку, она исчезнет, физически, но понятие-то о ней никогда не исчезнет.)

Тогда Гомер и Жуковский некие предтечи ницшеанства, очень враждебного Богу (да и богам).

Одна радость только есть на Этом свете для таких ультра, если они творцы: – дать образ этого принципиально недостижимого иномирия. И Гомер его дал – гекзаметр, ритм, у которого 32 варианта звучаний («из пяти дактилей и спондея. Обычно пятая стопа была дактилем. Количество дактилей колебалось от пяти до одного и соответственно от одного спондея до пяти.»). И постоянство и разнообразие одновременно! И не вещь, которую можно взять в руки или на неё указать. – Иномирие. Но неосознаваемое. Зато переживаемое как удовольствие от не известно чего.

Этого и Гоголь не отрицает, говоря, правда, обиняками:

«…языка, в такой степени богатого и полного, на котором отразились… все бесчисленные, неуловимые красоты…».

«…сделаться до того чутким, чтобы и оттенок эллинского звука не пропал…».

А вот, как выглядит постоянство и разнообразие ритма у Жуковского (на примере выше процитированных строк):

   
  Отец наш, Кронион, верховный владыка!

—  | /      —           — |/ — | ▄ -|   /      —        — | /   —

Если угодно блаженным богам, чтоб увидеть отчизну

/      —  -| /     —      — | /      — | ▄ -| /        —     — | /   —    — |    /   —

Мог Одиссей хитроумный, то Эрмий аргусоубийца,

/   —   — |   /      —    -|/      — | ▄ — |/      —    — |  /   — — | /     —

Воли богов совершитель, пусть будет на остров Огигский

/  —    — | /     —   —  |  /   —  | ▄   —     |   /   —     — |/       —    — |/       —

К нимфе прекраснокудрявой ниспослан от нас возвестить ей

/     —      — |   /    —   — |   /   — |▄ — |  /     —    — |  /       —    -|    /     —

Наш приговор неизменный, что срок наступил возвратиться

/         —   — | /     — — |   /     — | ▄    — |   /      —    — | /       —     — | /      —

В землю свою Одиссею, в бедах постоянному. Я же

/     —      -|/   —    — |  / -| ▄   — | /      —    -|/      —   — | /    —

«…эта схема носит название 6-стопный дактило-хореический дольник. Цезура при этом остается на середине строфы… Он имеет 18 долей» (https://fb.ru/article/281333/gekzametr—eto-chto-takoe-gekzametr-v-russkoy-poezii).

Если такое рассуждение верно, то Гоголь очень неправ (ибо тенденциозно религиозен в понимании Гомера):

«Это строгое почитание обычаев, это благоговейное уважение власти и начальников, несмотря на ограниченные пределы самой власти, эта девственная стыдливость юношей, эта благость и благодушное безгневие старцев, это радушное гостеприимство, это уважение и почти благоговение к человеку, как представителю образа Божия, это верование, что ни одна благая мысль не зарождается в голове его без верховной воли высшего нас существа и что ничего не может он сделать своими собственными силами».

Это всё Гомера не радовало, как по Гоголю, а заставляло себя чувствовать рабом и звало к бунту. Что он и выразил непрерывным ненавистническим предвзрывом (в котором Гоголь, наоборот, услышал поучение русскому народу, который «молится ленивее и выполняет долг свой хуже древнего язычника»).

Это, знаете, как теперь на Западе мейнстримные СМИ и государственные органы выставляют Россию исчадием ада, смотря на неё и видя всё с точностью до наоборот.

 

23 сентября 2019 г.

Share
Статья просматривалась 427 раз(а)

Добавить комментарий