Дмитрий Быков. Холодильник проигрывает телевизору -3

Дмитрий Быков. Холодильник проигрывает телевизору -3

(Из выступления в Петербурге. Окончание)

«В русской литературе прошлых веков есть три главных сюжетных узла. Во-первых, все русские романы того времени, определяющие мейнстрим, начинаются в салоне и заканчиваются на каторге или на войне. Россия — это чаша Петри, придуманная Богом с целью культивирования в ней великой прозы».

«Второй сюжетный узел русской литературы — дуэль лишнего человека со сверхчеловеком. Это исчерпывающе показано в «Евгении Онегине». Но показано изощренно: изначально Онегин объявляется сверхчеловеком просто потому, что ему якобы все надоело, а всем остальным — еще нет. Но Онегин не сверхчеловек. Ведь, если вы объелись пудинга, это не более чем проблема вашего пищеварения, совершенно независимая от ваших теоретических представлений о пудинге.

Третий сюжет в русской литературе — мезальянс или адюльтер. Бегство Анны Карениной приводит ее к железной дороге, это сквозной сюжет вообще России в целом. Любое бегство — попытка революции — приводит к еще более безнадежной зависимости».

«…в России вообще почитается «сдвиг», в том числе профессиональный: прямое соответствие выглядит узостью, специалист подобен флюсу. Россия чтит универсала, умеющего все и выступающего в каждой ипостаси чуточку непрофессионально … Наибольшим успехом пользуется то, что существует между жанрами, на стыке профессий, в поле, которое не ограничено жестко навязанными установками».*

*Абзац добавлен из книги «Быков. Сентиментальный марш: шестидесятники. М., 2019».

Источник: газета «Петербургский дневник» №100-101 (2066-2067), Дени Джамалов.

Добавить комментарий