Дмитрий Быков. Холодильник проигрывает телевизору — 1
(Отрывки из выступления в Петербурге)
«Я привык к бесконечным «но». Какие-то очень высокие профессионалы постоянно говорят: «Быков, может, неплохой филолог, но…». Кто угодно, только не писатель. А в последнее время, как-то наоборот все стало. Все меня любят, слушают, но недавно прочитал переписку двух девушек в «Фейсбуке» — они обсуждают , идти на мою лекцию или нет. В обсуждение вмешался один филолог, который написал: «Быков говорит часто чепуху, но с таким напором, что это становится приемлемо». Я хочу напомнить всем надпись в музее Прадо: «Бережно относитесь к тому, чего вы не понимаете, это может оказаться произведением искусства»».
«В великой прозе и поиске духовности — наш смысл существования. Бог придумал эту страну, чтобы читать хорошую литературу. Все остальные продукты нашей жизнедеятельности не более интересны, чем обычные драмы обывателя. Маленький человек Акакий Акакиевич жил для того, чтобы Гоголь написал «Шинель», никакого больше смысла в его жизни нет».
«Если задуматься, в России вроде особо и нечего делать, кроме того как читать классику. Просто потому, что это довольно-таки уникальное явление природы и культуры. Россия на самом деле очень веселая страна, очень интересная. Страна, где посредственный филолог, как я, может собрать очень непосредственный зал. Но целью всего этого бесконечного своеобразия является литература — единственная по-настоящему экспортная статья».
Продолжение следует.
Источник: газета «Петербургский дневник» № 100-101 (2066-2067), Дени Джамалов.