Наконец, Булгаков, в который раз …
Сегодня, почти полностью разобравшись в содержании произведений М.А.Булгакова, когда для меня остались неясными лишь незначительные детали, которые никак не влияют на общую концепцию не только романа «Мастер и Маргарита» и его другой версии «Записки покойника» (более известной под названием присвоенным ему К.Симоновым «Театральный роман»), но и всего творчества замечательного писателя, я могу сделать довольно грустный вывод. М.А.Булгаков относился ко всему советскому литературному окружению с крайней степенью иронии и неприязни, выделяя с сочувствием среди них очень немногих.
Зато тех творческих людей родом из Серебрянного Века литературной России, писатель отметил отдельно, закрепив их святые образы (не поленитесь прочитать, как Маргарита Николаевна в мыслях восхищается ими: «Интересно знать, кого это хоронят с такими УДИВИТЕЛЬНЫМИ лицами?», — провожая взглядом процессию в главе 19) в числе тех 300, которые отважно выйдут в романе «Мастер и Маргарита» на похоронное шествие мимо Кремля и пристальных взглядов Азазелло (то есть НКВД) чтобы отдать последний долг своему лидеру М.А.Берлиозу, чьи инициалы отнюдь не случайно совпадают с самим автором (да ведь не только инициалы, но и сама биография знаменитого композитора, состав семьи практически копируют историю самого М.А.Булгакова, разве мог автор избрать его случайно?!. Но так считают пресловутые булгаковеды). Скорее всего, он относил их всех к числу будущих жертв произвола советской власти, обречённых скоро погибнуть.
Так и случилось прямо на его глазах, когда тысячи лучшей людей России исчезли из Москвы. Кто-то в застенки Лубянки, кто-то в ссылку … Остались в живых единицы …
Ну, а остальных писатель подверг высшей степени сарказма, которую только он смог выдумать. Он заставил своих литературных современников и их преданных последователей год за годом вот уже 79 лет после его смерти тиражировать его мистификацию. Придёт время и бесчисленные тома их диссертаций и аналитических материалов станут всеобщим памятником невежеству книжников и фарисеев.
Жаль, что я уже вряд ли дождусь этого.
Тем не менее, я продолжаю пытаться рассказать читателям и почитателям творчества писателя о том, что высмеял гений М.А.Булгакова.
Конечно, на примере истории России, Булгаков показал, как невежественный ум продвинутой литературной публики легко ведётся на самую элементарную схоластическую тему, если она признаётся тираном в качестве образца. Ничем иным нельзя объяснить то, что кощунственное, по сути, описание пришествия Иешуа в Ершалаим и суд над ним прокуратора Иудеи признаётся ими в качестве реальной Евангельской истории, придуманной фантазией Булгакова.
Более того, одни убежденно доказывают другим то, что М.А.Булгаков, записывая свою версию пришествия Христа на Землю, оставался правоверным христианином. Разве вправе грешный живой человек совершать подобное кощунство в отношении Библии и ее канонических текстов с точки зрения верующих людей? Другие же объявляют его язычником, который, потворствуя общественным представлениям, описал нечисть в качестве исполнительных слуг высших сил справедливости во имя строительства некоего «царства истины».
И то, и другое полная чушь …
Но разве можно понять их иначе, когда литературная и религиозная общественность даже современной России (всего русскоязычногоо социума мира) напрочь игнорируют прямые противоречия, содержащихся в тексте романа «Мастер и Маргарита»?
В действительности, М.А.Булгаков нащупал нужную струну в психологии российского просвещённого интеллигента, готового десятилетиями рассуждать о чём-то, с его точки зрения, вечном и философском, высших материях, недоступных рядовым читателям. Таким, например, как я.
И при этом эта приверженность нашего литературного социума к теме Евангелия вполне сочетается с языческими рассуждениями о нечисти, которая присутствует в быту в их жизни каждую минуту. Они готовы от серьёзных дискуссий на религиозную тему перескакивать на пустую болтовню о чертях и бесах, нисколько не чураясь соседства несовместимых понятий.
Более того, эти же господа без всякой паузы тут же перейдут от нечисти к прекрасным обнажённым ведьмам, которые без стыда и срама рассекают небеса в Москве в их воспалённом (я бы даже добавил сексуально озабоченном) воображении. И мало того, наши литературные авторитеты будут с восторгом приписывать ведьмам романтические идеальные чувства, не замечая порочных деталей в их поведении. Например, когда Воланд хлопает голую Маргариту, обращенную в романе к нему задом, не по этому привлекательному женскому предмету (что естественно подразумевается) а по спине, что придает сцене невинности описываемых автором утех.
И, в конце концов, вся эта сумбурная белиберда уложится в головах нашего литературного авангарда в качестве некой поэмы о вечном противостоянии Добра и Зла …
Конечно, всё это было бы просто литературным курьёзом, если бы не длилось уже почти целый век. На самом деле, всё это очень печально.
Такой откровенно карикатурный портрет российской официальной литературной общественности изображён М.А.Булгаковым в своей абсолютной откровенности, чтобы мы могли высмеять сами себя прямо сейчас, не откладывая на потом, а просто читая роман «Мастер и Маргарита», периодически заглядывая в зеркало…